Главная тема

«Мне страшно…»: участница акции протеста в Петрозаводске рассказала, почему записала видео против митингов и чего теперь боится

Анжелика (справа) с подругой

Анжелике 20 лет. Она инвалид по слуху. Когда разговариваешь с Анжеликой, она внимательно следит за движением губ. После 11-го класса девушка никуда не поступила, но сейчас подумывает о медицинском. Подрабатывает: иногда раздает листовки, фасует продукты.

Первый раз в жизни она пришла на акцию протеста 23 января с подругой и туалетным ершиком как символом из фильма о так называемом дворце Путина, который очень ее впечатлил. Погуляв под снегопадом возле елки, постояв с такими же протестующими, как она, Анжелика в тот день спокойно пошла домой (хотя на площади Кирова, по данным МВД, задержали 23 человека).

Я вышла за свободную Россию, — говорит девушка. — Что такое свободная Россия — это сложный вопрос. Я за повышение пенсий, улучшение жизни, чтобы было лучше, не так как сейчас. Просто за свободную страну. Мне не нравится то, что сейчас происходит: нищета, законы непонятные принимают, Конституцию поменяли. Я считаю, что это ненормально. У нас Конституция говорит, что есть права и свободы, которых на самом деле нет. Свобода слова, свобода действий… Тот же самый митинг.

29 января в Сети появилось видеообращение от Анжелики. На камеру, скрывая улыбку под маской, на фоне желтой стены, одетая в пальто девушка говорит, что не нужно выходить на протест.

«Я вам рекомендую не участвовать в этих митингах 31-го числа, потому что штрафы большие и это незаконно. Я отказываюсь участвовать в митинге, и вам советую подумать еще раз, прежде чем принять такое решение».

Кадры из видео: обращение Анжелики и сюжета ГТРК

Видео опубликовали в чате протестующих, а через несколько дней оно появилось в новостях ГТРК. Диктор на фоне контура карты Карелии, в пиджаке и галстуке читает с телесуфлера: «МВД Карелии возбудило дело об административном правонарушении в отношении 20-летней жительницы Петрозаводска. Следователями установлено, что Анжелика (так зовут девушку) является модератором региональной интернет-площадки, посвященной организации несанкционированных протестных акций в Карелии. Своих подписчиков она призывала участвовать в незаконных акциях. Во время беседы с представителями МВД девушка дала признательные показания».

Меня задержали дома, — рассказывает Анжелика. — Пришли сотрудники полиции. Составили протокол, как я поняла. Забрали телефон. Через час меня отвезли в отделение полиции, где также составили протокол, допрашивали: «Какова цель митинга?», «Зачем призывала?» Хотя я никого не призывала, а просто перекинула маршрут (шествия — прим. ред.) в беседу, когда спрашивали.

Потом мы записали видеообращение. Слова диктовал сотрудник полиции. Я согласилась на это, если видео пойдет только в беседу и на мою страницу во «ВКонтакте». Они мне сказали, что, возможно, по всему Интернету будет. Я сказала, что согласна только в беседу и на свою страницу. Видео записала, потому что мне сказали, что могут дать штраф или 10 суток. Я не подозревала, что это покажут по всем каналам, что это будет на всеобщее обозрение.

Акция 23 января на площади Кирова в Петрозаводске.

Когда в дом к девушке пришли сотрудники правоохранительных органов, удостоверения МВД или ФСБ ей не показали, продемонстрировали только ее маме. Телефоном пользоваться запретили, и Анжелика не успела никому сообщить о происходившем. В участке и на суде адвоката не было. Единственный звонок, право на который было у Анжелики, использовала, чтобы позвонить бабушке. Объясняет выбор, мол, «по привычке». Анжелика рассказывает, что в полиции на нее не давили, а по-дружески объяснили, что записать обращение в ее интересах.

— После записи видео стало лучше?

— Если честно, когда я записала обращение, то отношения с родственниками не стали лучше. Мама и сестра говорят, что я их опозорила. Когда выхожу на улицу и на меня все смотрят — это так себе.

Из квартиры девушку забрали днем, в спецприемник привезли ночью. Почти сутки она провела без еды. «Воду давали», — говорит Анжелика. Суд назначил двое суток административного ареста.

«С учетом того, что до этого я провела сутки в камере, то я посидела еще сутки после суда — и меня отпустили домой. Я просто забрала документы и пошла домой, — говорит девушка. — Дома я увидела, что с моей страницы во «ВКонтакте» писали людям матом. Я была в замешательстве. Мне телефон до сих пор не вернули. Скорее всего, получили всю информацию, которую хотели. Мне страшно, что может быть с моим телефоном, моими фотографиями. Я не понимаю, что происходит».

Текст, фото: Ксения Лурикова, Алексей Сарафанов

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram