Главная тема

«Ни в коем случае не открывать гроб». Сын Константина Логинова рассказал, как хоронили умершего от ковида ученого

Константин Логинов с сыном
Константин и Дмитрий Логиновы, фото из личного архива

В Петрозаводске похоронили скончавшегося 18 ноября 68-летнего ученого Константина Логинова. В петрозаводском траурном зале на Вольной прошло прощание с этнографом: проводить его в последний путь пришли десятки людей. Дмитрий, сын Константина Кузьмича, рассказал нам, какие ограничения от Роспотребнадзора были на похоронах и как их семья отнеслась к тому, что карельский оперштаб по борьбе с коронавирусом назвал причиной смерти ученого не Covid-19, а диабет.

Дмитрий Логинов — физик и научный сотрудник СПбГУ. После смерти отца он написал у себя во «ВКонтакте», что не может принять смерть отца.

— Я, конечно, понимал и помнил, что все мы смертны, включая моего отца, — написал он. — Я знал, что при самом благополучном развитии событий и он умрет, и мне придется столкнуться с его смертью (и даже со своей собственной). Но я надеялся и был почти уверен, что он проживет примерно столько же, сколько его родители.

Родители Константина Логинова, бабушка и дедушка Дмитрия, были долгожителями. Поэтому Дмитрий предполагал, что у них с отцом еще есть лет 15-20.

Мой отец умер на 69-м году жизни... Я был почти уверен, что у меня еще лет 15-20, в которые мы с ним сможем пообщаться, поговорить о жизни, о науке (о моей физике и его истории), о вере в Бога и во всяких домовых и водяных и обо всем, о чем мы с ним говорили раньше. <...> А теперь я поставлен перед фактом, что этого общения в 15-20 лет, на которое я так рассчитывал и в котором был почти уверен, не будет. И у меня ощущение, что мы о чем-то важном не договорили, что он мне чего-то важного так и не рассказал. А может, я ему не рассказал что-то важного для него.

Дмитрий рассказывает, что хоронили отца в закрытом гробу, который категорически запрещалось открывать. Соответствующие рекомендации родные скончавшегося ученого получили от Роспотребнадзора перед похоронами. Вот этот документ:

рекомендации о похоронах

Тело отца в морге не одевали, говорит Дмитрий. Гроб был закрытый, а в «закрытые гробы одежду просто кладут, но не одевают усопшего».

Но каких-то возмущений этим фактом я не помню, — рассказывает Дмитрий. — Конечно же, было бы предпочтительнее, если бы их одевали. Но гроб-то всё равно закрытый. Даже без окошка, чтобы посмотреть на лицо усопшего. Ну и мы можем понять работников морга, которым не хочется лишний раз рисковать, одевая тело умершего от ковида. Во всяком случае, я сам не испытывал какого-то особого возмущения по этому поводу. От Надежды (жены отца) тоже не слышал, чтобы она была этим совсем уж возмущена. Скорее, она была подавлена смертью мужа, а этот факт сообщила мне как, наверное, некую печальную подробность, но без явного возмущения.

Константин, Логинов, умер
Фото: оперштаб по борьбе с коронавирусом

Родственники Константина Кузьмича, конечно, видели отчет карельского оперативного штаба по борьбе с коронавирусом о том, что причиной смерти ученого стал диабет, а не Covid-19. Но все сейчас слишком подавлены смертью, чтобы предъявлять кому-то претензии, говорит Дмитрий. «Если бы эти претензии вернули отца, я бы их, конечно, предъявил. Но, к сожалению, отца уже не вернуть никак», — вздыхает он. Логинов-младший также считает, что чиновники намеренно указывают некую полуправду, чтобы не провоцировать панические настроения.

Нам сказали, что в больнице у него начался ишемический инсульт (ранее он у него уже был лет шесть назад), — продолжает Дмитрий. — Да, инсульт обусловлен диабетом. Поэтому отец после первого инсульта следил за уровнем сахара, соблюдал строгую диету и не прикасался ни к алкоголю, ни к сигаретам. Но ковид спровоцировал повторный инсульт. Насколько я знаю, это обычная ситуация при ковиде для людей, у которых проблема с сердечно-сосудистой системой. То есть он умер от осложнений при ковиде, как и большинство людей, которые умирают при этой инфекции.

За три месяца до смерти, в августе этого года, Дмитрий с отцом в последний раз, как оказалось, поехали в совместное путешествие. Константин Кузьмич никогда прежде не видел мраморный каньон в Рускеале, и знакомая уговорила их всех на совместную поездку.

— Он не очень-то хотел, но поехал и ему очень понравилось. Потом мы все ту девушку благодарили, что она нас вытащила. За три месяца до смерти отец хотя бы посмотрел на всю эту красоту.

Срочные новости в нашем Telegram