Главная тема

Почему Минсельхоз работает во вред Карелии, или Почему вместо серьезных инвесторов чиновники приводят коммерсантов без денег?

Владимир Лабинов
Фото: bk55.ru, gaubdaily.ry

Самый проблемный молокозавод в республике продали бизнесменам, у которых нет ни денег, ни имени. Знавший об этом глава Минсельхоза не сделал ничего, чтобы найти солидного собственника, который бы вложился в модернизацию и сделал предприятие успешным.

Недавно «Губернiя Daily» опубликовала интервью с одним из новых владельцев Медвежьегорского молокозавода Романом Копейкиным, который приехал заниматься в Карелию бизнесом из Иванова. В нем коммерсант поведал, что предыдущий собственник завода — крупная питерская компания «Сила Инвеста» — получила одни убытки и решила от него избавиться. Также Копейкин признал, что у новых собственников нет особых денег, поэтому им пришлось втроем сообща выкупить проблемное предприятие. На модернизацию производства, как нетрудно догадаться, у них тоже не оказалось средств, и сейчас они «подбирают все расходы по копеечке», чтобы сделать бизнес более-менее рентабельным.

После смены собственника новые хозяева вообще стали вести дела как лебедь, рак и щука: каждый из них занимается своей сферой (производством, продажей или управлением) и согласует действия с остальными на общих совещаниях. Насколько устойчив подобный бизнес и как долго он протянет без единого руководства, можно только догадываться.

Роман Копейкин. Фото: «Губернiя Daily»

Как ни странно, о приходе таких инвесторов прекрасно знал глава Минсельхоза республики Владимир Лабинов. Он присутствовал даже на первых переговорах между «Силой Инвеста» и нынешними собственниками. Однако министр ничего не сделал, чтобы воспользоваться большими связями в сфере перерабатывающей промышленности, найти более серьезных предпринимателей и порекомендовать их «Силе Инвеста», искавшей в то время покупателя.

Такое поведение главы Минсельхоза выглядит очень странным, тем более что ранее, когда правительство Карелии пыталось избавиться от двух своих убыточных совхозов — Ведлозерского и Толвуйского, Владимир Лабинов не стеснялся и предлагал их купить переработчикам молока в Карелии. Почему же в случае с Медвежьегорским молокозаводом Лабинов не предложил поучаствовать в сделке с «Силой Инвеста» ни Олонецкому молочному комбинату, ни «Славмо», ни какой-либо федеральной молочной компании, остается загадкой. Ведь кажется, что министр должен быть заинтересован в развитии своей отрасли, ее предприятий и росте их показателей — хотя бы ради того, чтобы отчитываться об этом перед Москвой.

Зачем министра вообще приглашали на встречи «Силы Инвеста» с новыми собственниками, почему он был посвящен в эту тему и не попытался найти нормального инвестора с деньгами — эти вопросы для меня так и остались без ответа после интервью с Романом Копейкиным, — говорит журналист Daily Сергей Мятухин, общавшийся с новым владельцем Медвежьегорского молокозавода. — Такое ощущение, что Лабинов был заинтересован в том, чтобы предприятие перепродали «кому нужно», и опекал сделку со стороны правительства. Не знаю, кто и какую выгоду получил от этого, но республика, ее сельское хозяйство и жители Медвежьегорского района, по-моему, от этого только проиграли, потому что вместо модернизации предприятия и роста его мощностей оно будет в лучшем случае занимать свою небольшую нишу, если не пойдет ко дну в ближайшем будущем.

Благосклонность к откровенно слабым инвесторам очень контрастирует с тем, как ведут себя карельские власти с местными производителями. С такими, например, как Олонецкий молочный комбинат, который за 20 лет из маленького молокозавода районного уровня превратился в одного из ведущих переработчиков молока республики. Достаточно вспомнить, как ОМК несколько лет безуспешно бился за то, чтобы ему дали реализовать преимущественное право многолетнего арендатора на выкуп зданий в Олонце, где находится его производство, но всякий раз сталкивался с отказами чиновников, хотя предприятие не может без этого реконструировать помещения и установить дополнительное оборудование.

А в этом году, когда истек 15-летний срок аренды недвижимости, чиновники вообще отказались заключать новый договор аренды с ОМК под тем предлогом, что предприятие провело внутреннюю перепланировку: перенесло часть стен, объединило или, наоборот, разъединило некоторые помещения, закрыло старые и открыло новые оконные и дверные проемы и добавило к зданиям модульные пристройки, которые могут быть при необходимости демонтированы.

Все эти изменения являются неотделимыми улучшениями и лишь повышают стоимость недвижимости, однако Фонд госимущества Карелии посчитал их серьезным нарушением со стороны арендатора и отказался перезаключать договор с предприятием на новый срок. Чтобы оспорить отказ, комбинат обратился в суд с иском, и его рассмотрение уже назначено на ноябрь.

То, что предприятию с 20-летней историей приходится защищать свои права в борьбе с чиновниками, лучше всего показывает отношение карельских властей к инвесторам. Их не интересует серьезный бизнес, способный вкладываться и развивать свою сферу. Их, по всей видимости, интересуют коммерсанты, с которыми можно реализовывать какие-то сомнительные договоренности, далекие от интересов республики.

P.S. «Губернiя Daily» была готова опубликовать комментарий Владимира Лабинова по поводу его участия в сделке по продаже Медвежьегорского молокозавода, однако глава Минсельхоза Карелии так и не поднял трубку. Тем не менее наше издание в любой момент может предоставить чиновнику слово, если у него возникнет такое желание.

Срочные новости в нашем Telegram