Главная тема

У юноши из Петрозаводска мэрия пытается отобрать квартиру. Чиновники 11 лет бездействовали, а теперь выселяют парня

молодой человек селфи
© Syda Productions / Фотобанк Лори

Как показывает опыт, права наших детей никто, кроме нас самих, защищать не будет. Даже если это прямая обязанность чиновников и они за это получают зарплату. Почитайте вопиющую историю о том, как органы опеки и мэрия Петрозаводска пытаются оставить ребенка без жилья. И всё якобы по закону.

Семейное счастье длилось недолго...

В 2004 году у жительницы карельской столицы Елены родился в браке сын Павел (имя изменено — прим. ред.). Семья жила в 4-комнатной муниципальной квартире, которую выделили многодетной семье маме мужа (покойной на тот момент) за работу на молкомбинате. Старшие дети свекрови выросли, создали свои семьи и стали жить отдельно, не снимаясь с регистрации. В квартире на момент регистрации ребенка Елены проживал свекор-инвалид.

Брат и сестра моего мужа оплачивать счета не хотели, но и выписываться тоже, — рассказывает Елена. — За всё платили мы, так как там проживали. В 2006 году муж начал пить, пить сильно! Со всеми вытекающими из этого прелестями. В течение года я пыталась сохранить семью, справиться с проблемой, но жить стало невыносимо и небезопасно, особенно для трехлетнего ребенка. В начале 2008 года мы развелись, я с сыном съехала на съемную квартиру.

петрозаводский городской суд
Фото: Юлия Краснова

Алиментов бывший муж не платил, приставы ничего сделать не могли, ведь работал он неофициально. В 2009 году умер свекор, сестра мужа выписалась из квартиры и уехала жить в другой регион. В 2013 году Елена хотела лишить бывшего мужа родительских прав, ведь с сыном он не общался, но гуманный суд дал ему шанс исправиться.

Тем более что он настаивал на том, что это я не даю ему общаться с ребенком. Пройдя через все унижения этого суда, мне пришлось подписать с ним мировое соглашение, согласно которому он должен был и общаться с сыном, и заниматься его образованием, и выплачивать деньги — такая красивая бумажка, — вспоминает Елена. — Контролировать это всё должны были наши органы опеки. Если коротко, вышли мы из здания суда — и о нас забыли и одержавший победу отец, и те самые органы... Полностью осознав, что система гнилая и я просто напрасно трачу свои нервы, отступила.

О чем чиновники молчали 11 лет

Мать с сыном продолжали жить на съемных квартирах, а в 2013-м получили в наследство от бабушки однушку. Через год Елена снова вышла замуж, вскоре семья стала обладателями ипотеки на 10 лет, а также большой квартиры в залоге у банка. А у бывшего мужа тем временем умирает брат и в «хорошей 4-комнатной квартире» остается прописан только бывший супруг и его сын.

Павел подрос, начал общаться с отцом. В 2019 году Елена решила обсудить вопрос о приватизации квартиры и размене, ведь мальчику скоро 18 лет. Никто не возражал, но мужчина всё время затягивал процесс: то времени нет, то заболел... В июле 2020 года всё встало на свои места: квартира оказалась с огромными долгами, с момента смерти свекра никто ни за что там не платил.

11 лет никто не платил и ни у кого не возникло мысли или желания предупредить об этом мать несовершеннолетнего ребенка, которая по закону несет солидарную ответственность за него, — негодует Елена. — Всё это время предупреждали лишь отца, прекрасно понимая, что ребенок может потерять жилье или в 18 лет стать обладателем огромного долга родителя.

В июле этого года состоялся суд о выселении, Елену на суд никто не приглашал, так как отец не лишен родительских прав и может сам представлять интересы своего сына… Органы опеки также были вызваны, но не явились на суд о выселении из муниципальной квартиры несовершеннолетнего.

При том что все мы знаем: если начать продажу собственной квартиры, органы опеки будут контролировать всю сделку от начала до конца и диктовать условия! — негодует петрозаводчанка. — Я узнала о суде и вступила в этот процесс как законный представитель своего сына, что и спасло подростка от выселения. В сентябре этого года бывший супруг съехал с квартиры, в нее заселился сын, он исправно платит все коммунальные платежи, работая после учебы.

А где были органы опеки?

В сентябре мэрия подала иск на Павла, предупредив, что он утратил право проживания в данной квартире. Начались мытарства семьи. На все три заседания органы опеки не явились. Разве администрация не нарушает права ребенка, пытаясь выставить его из жилья, откуда он вынуждено выехал из-за развода родителей? Почему он сейчас должен потерять хорошую жилплощадь из-за того, что безответственный отец ничего никогда не оплачивал? Почему 11 лет ждали и не подавали в суд, если по закону это можно сделать через шесть месяцев?

администрация Петрозаводска
Фото: Мария Смирнова

Ведь если бы суд состоялся в 2011 году, долг был бы не 700 тысяч рублей, а гораздо меньше. А если бы отца сразу лишили родительских прав, то вопрос с квартирой мог быть решен уже тогда, потому что лишенный прав родитель не имеет право проживать на одной жилплощади с ребенком и можно было бы ставить вопрос о принудительном размене квартиры. Получается, папа не хотел платить, мама не знала даже, что есть долг, а ребенка накажут и выставят на улицу?

На каком основании я должна была контролировать жизнь чужого мне человека, у которого даже другие отношения были на тот момент? При этом я могла оплатить весь долг за квартиру, не влезая в ипотеку, — говорит Елена. — А теперь наша администрация считает, что раз я такая молодец и выжила, то и сына должна молча прописать к себе. Больше всего меня возмущает сговор между администрацией и органами опеки. Ведь если бы на заседаниях присутствовали эти самые органы, то им пришлось бы парировать слова администрации Петрозаводска. То, что несет представитель администрации, ну никак не может быть оправдано: все права ребенка попирают, ссылаясь только на Жилищный кодекс!

Елена уже обращалась во все инстанции, вплоть до омбудсмена по правам детей в Карелии. Только все зачем-то переписывают ей выдержки из кодексов о том, что она должна была платить сама. На днях женщине удалось выиграть суд в первой инстанции.

Выходит, что чиновники более 10 лет наблюдают за тем, как оба родителя не исполняют свои обязанности в отношении своего ребенка, прекрасно понимая, что это приведет к тому, что ребенок останется без квартиры рано или поздно, но никто не сообщает об этом факте в органы опеки, которые обязаны были провести проверку и выяснить, что же там за родители такие.

Варианты решения сложившейся ситуации были. Но мэрия приняла политику невмешательства, имея, видимо, свои планы на квартиру. Однако Елена планирует сделать всё возможное, чтобы выиграть суд.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram