Республика

Две карельские деревни могут исчезнуть из-за строительства новой федеральной трассы

заброшенная деревня
фото: Мария Смирнова

Новые дороги — это хорошо. Правда, в этом деле важны нюансы. В последние годы в России активно начали строить федеральные трассы в обход населенных пунктов. Дорожники аргументируют это заботой о пешеходах, водителях и экологии в целом. Но есть и обратная сторона: небольшие города и поселки, которые остаются «за бортом», начинают медленно вымирать. Особенно это актуально на севере страны, где населенные пункты расположены вдалеке друг от друга.

Помните любимый детьми мультфильм «Тачки»? Там наглядно показана такая ситуация. Трассу провели в стороне от городка, обитатели которого многие годы предоставляли услуги проезжающим мимо. И всё, населенный пункт быстро захирел. К нам в редакцию обратились предприниматели карельских деревень Вилга и Половина, которых в скором времени может ожидать та же участь.

Вилга дорога
google.com/maps

У нас возник вопрос по поводу правильности организации дорожного движения на севере нашей Родины. Здесь как никогда актуален старый тезис: дорога — жизнь. Дороги сейчас строят без учета интересов существующего в населенном пункте бизнеса. В итоге закрываются магазины, кафе и другие сервисы услуг. Все, кто может, уезжают, остаются только те, кто уже на пенсии, — говорят люди.

На вновь построенных трассах, разумеется, будут предлагаться места для бизнеса, но разгонные полосы при этом предприниматель должен построить сам. А состыковка с федеральной трассой стоит баснословных денег! Вдобавок нужно будет к новому месту провести электричество, газ, воду. Это очень дорого.

Матросы деревня

Бизнес сейчас и так переживает не лучшие времена, а ему подкидывают всё новые трудности. В пример можно привести карельскую деревню Матросы, в обход которой в 2014-м ввели в эксплуатацию участок трассы Р-21 «Кола». Там закрылось большинство предприятий. Молодежь подалась в город, остались только пенсионеры, которым теперь тихо и хорошо.

Люди уверены, что и федеральным, и местным властям необходимо пересмотреть подход к строительству дорог на севере. В отличие от южных регионов, у нас нет сумасшедшего потока туристов, а населенные пункты располагаются на внушительном расстоянии друг от друга. В скандинавских странах, например, небольшие населенные пункты как раз располагаются вдоль трассы, ее отгораживают специальными защитными заборами, которые снижают уровень шума и загрязнения. Водители спокойно заезжают в кафе, гостиницы, могут сделать необходимые покупки в магазинах. Для местного бюджета это один из основных источников дохода.

Мы задали вопрос Минтрансу Карелии, почему карельские деревни остаются в стороне от федеральной трассы, аргументы получили те, которые приводят все ведомства:

Строительство дорог с большой транспортной загруженностью выполняется в обход населенных пунктов с целью обеспечения безопасности пешеходов и водителей, соблюдения оптимального скоростного режима, соблюдения экологических и санитарных требований.

дорога Карелия трасса

Правда, есть разница: когда дороги делают в обход крупных городов, это действительно помогает ускорить движение грузов, убрать интенсивный поток с улиц и сократить нагрузку на экологию. Но когда в стороне оказывается небольшой населенный пункт, порой это равносильно приговору. Хотелось бы, чтобы чиновники взглянули на ситуацию со всех сторон и помогли сохранить те населенные пункты Карелии, которые сильно зависят от федеральных трасс.

Срочные новости в нашем Telegram