Архив

У английского режиссера на Кижах «прострелило» спину

Быстро завершились двухдневные съемки кижских сцен для фильма «Анна Каренина» английского режиссера Джо Райта. Суровый карельский климат и почти сорокоградусные морозы не напугали иностранцев, все сняли строго по графику. В массовке задействовали семерых «крепостных», пардон…, петрозаводчан. Отобрали двух женщин и пятерых мужчин. В массовку взяли людей самых разных профессий: лаборантку медицинского факультета, участника команды КВН «13 факультет», пенсионера, трубача Руслана Девликамова, «Деда Мороза» с почти пятидесятилетним стажем Виктора Валдаева, члена Общественной палаты Карелии Анну Лопаткину и актера театра «Творческая мастерская» Юрия Максимова.

На болотовозе в гостиницу

Все участники массовки подписали строгий контракт. Им запретили фотографировать на съемочной площадке и разглашать подробности сюжета (да,да, «Анны Карениной»). В контракте были, к примеру, такие пункты: «актер обязан привести внешность в соответствие с образом и не менять ее в течение всего срока работ» и «необходимо строго следить за своим психологическим и физическим состоянием».

Дошло до абсурда: стоило только нашим актерам приехать на Кижи, кто-то выложил в интернет первые фотографии со съемок. Видимо, сделали это местные жители. Но подозрение пало на массовку и ей тут же запретили пользоваться интернетом!

Оказалось, «случайных» людей среди тех, кого отобрали в массовку, не было. Все в свое время уже проходили отбор для съемок в германском фильме «Сибирь» и их фотографии остались в картотеке. Максимов тогда даже снялся у немцев в эпизоде.

— Да и раньше мы все так или иначе пересекались, — рассказывает актер Юрий Максимов, — К примеру, Виктора Валдаева частенько зовут в кино из-за его колоритной бороды. Никакого кастинга не было. Лично мне просто позвонили за неделю до начала съемок и предложили поучаствовать в массовке. Спросили только, не сильно ли я изменился по сравнению с фотографией из картотеки. И все. Пришлось срочно отращивать бороду.

В гостиницу массовку доставили на болотовозе. От судна на воздушной подушке пришлось отказаться, потому сотрудники МЧС побоялись ледяных торосов: мол, подушка оторвется и все утонут.

— Англичан везли на этом же болотовозе, — говорит Максимов. – Они всю дорогу смеялись. Для них поездка в Карелию – северное приключение. Кстати, моя борода от холода сделала столь желанный гримером «пуффф». Накладная борода не потребовалась, снимался со своей. Гример потом долго удивлялся такому чуду. Труднее всего было бриться после съемок. Борода так отросла, что у меня пять станков ушло, чтобы в порядок себя привести.

Мерзли, но снимали

Снимались две сцены: приезд Константина Левина и Кити Щербацкой в деревню после свадьбы и один предсвадебный деревенский эпизод. Петрозаводчан здорово насмешило, что в представлении англичан все русские крестьянки должны ходить с хворостом, а мужики – обязательно парами.  В итоге парни два съемочных дня в кадре проходили как приклеенные друг к другу. А крестьянкам в руки постоянно совали хворост. Только дубль закончится – худенький, замерзший реквизитор с тележкой забирает хворост. Начинается съемка – он вручает хворост и убегает.

Грелись и переодевались актеры в единственном на острове отапливаемом доме – так называемом «Гоголевском». Причем никакого разделения между участниками массовки и главными героями не было. Роль Кити Щербацкой в фильме исполнила шведская актриса Алисия Викандер, сейчас она как раз снимается у нашего режиссера Бодрова. А Константина Левина сыграл рыжий англичанин Домналл Глисон, Билл Уизли из «Гарри Поттера». Ради роли он отпустил огромную рыжую бороду. В перерывах между съемками Глисон спокойно садился на диван между нашими актерами и принимался разучивать текст. Никто из участников массовки, увы, толком английский не знал, так что поболтать «за жизнь» не удалось. А режиссерские команды и так понятны: «экшн» — значит, пошли, «стоп» — значит, остановились.

— На острове стоял жуткий, мороз – 35 градусов, — вспоминает Юрий Максимов, — Снимаем эпизод: идет навстречу нашим крестьянам Домналл Глисон в черном сюртуке и цилиндре. Только он выходит из кадра – сразу прыгает в одеяла, на него накидывают шубу, надевают шапку и сажают в специальное кресло с подогревом. А Алисия Викандер в изящном пальто и платье с кринолином забегала к нам погреться. Она аккуратно задирала платье, чтобы не помять, а под ним – толстые болоньевые штаны. Половина английской группы приехала в больших утепленных куртках, со специальными обогревателями для рук и для ног и при этом – без шапок! Сам Джо Райт ходил в ушанке, закутанный во все самое теплое, с ледяными усами. От происходящего он получал огромное удовольствие, хотя под конец съемок ему «прострелило» спину.

Но самым большим героем был наш трубач Руслан Девликамов. Три с половиной часа он на морозе с голыми руками играл на трубе! После съемок  подушечки пальцев у Руслана были почти отморожены. После съемок англичане принялись обнимать и целовать нашего трубача.

«Буран» едва не сорвал съемки

Первый съемочный день у массовки длился почти четыре часа. Во второй они провели на площадке четыре с половиной часа. В основном массовка должна была только ходить туда-сюда. А одного из актеров однажды надолго увели только для того, чтобы снять дальний план: по озеру бредет эдакая черная точка. Юрий смеется: они прекрасно понимали, что едут сниматься не в звездных ролях.

Русские просторы англичане снимали на льду Онежского озера. Для последней сцены Джо Райт решил дождаться заката солнца. И вот вся съемочная группа наготове, солнце вот-вот должно сесть. Неожиданно со стороны Петрозаводска появляется «буран» и долго – долго, через всю экспозицию кадра, едет по озеру. На время съемок ездить на «буранах» запрещали, но наших людей разве вразумишь? Джо Райт не на шутку разнервничался, солнце могло сесть в любой момент. Как только буран уехал, сразу же закричал: «Экшн, экшн!»

— Более демократичного режиссера, чем Джо Райт, я не встречал, — признается Юрий Максимов, -  Он в восторге от русской литературы, считает себя воспитанником русской кинематографической школы, любит Тарковского и Эйзенштейна. Пошутил, мол, хотел снимать в России 20 дней, но денег хватило только на три – очень дорогая у вас страна. Он объехал пол-России в поисках натуры. Летом побывал у нас на Кижах и был так впечатлен, что решил вернуться сюда зимой.

Полюбоваться на наших земляков на большом экране можно будет уже этой осенью.

Ксения Сорокина

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram