Столица

40 лет Петрозаводской ТЭЦ: токарь должен уметь все

Виктор Бусыгин из тех сотрудников ТЭЦ, чей стаж равен возрасту станции, те же юбилейные 40 лет. В 1976-м молодой сотрудник завода «Тяжбуммаш» сменил работу, оставив должность с хорошей по тем временам зарплатой. На строящейся ТЭЦ тогда платили меньше, да и самого предприятия еще не было – на подготовленной площадке лишь возводился котлотурбинный цех.

– В то время многие так делали. Тяжбуммаш и энергетика никак не совмещаются, но у нас на заводе была отличная школа токарей-станочников, а строящейся станции требовались такие специалисты, – рассказывает Виктор Аркадьевич. – И для меня Тяжбуммаш был очень хорошей школой. Я работал там в ремонтном цехе.

Сначала Виктор в составе группы ремонтников стал сотрудником главного цеха станции – котлотурбинного. Все необходимые для ремонта детали изготавливались тут же, на станции, пригодился опыт токаря-станочника. Оборудование – расточные, плоскошлифовальные, фрезерные, сверлильные и токарные станки – строящаяся ТЭЦ тоже приобрела на Тяжбуммаше. Постепенно ремонтники стали отдельной службой, даже подразделение свое образовалось – ЦЦР, то есть цех централизованного ремонта.

– У нас не подразумевалась узкая специализация, – рассказывает Виктор Бусыгин. – Ремонтный цех – это не конвейер, где человек выполняет строго определенную работу. Ведь сломаться может все что угодно. Сейчас нужна втулка, через час – фланец, а завтра – вал, и каждый из нас должен уметь это сделать, то есть должен уметь работать на любом из станков.

Вот уже 30 лет Виктор Аркадьевич Бусыгин – бригадир мехобработки цеха централизованного ремонта. Первая бригада была совсем маленькой – три человека, потом число сотрудников увеличилось до восьми. Уже тогда было понятно, что хороший станочник – специалист почти уникальный.

– Работа требует определенного характера, – считает Виктор Аркадьевич. – Токарь 5-6 разряда должен уметь все, а это не сразу приходит, надо быть готовым несколько лет учиться на практике. Работая на станке, ты целый день привязан к нему – чтобы все сделать точно и хорошо, нельзя отвлекаться. А такая концентрация внимания тоже не всем по силам. Специальных навыков требует и чтение чертежей.

Сейчас в бригаде мехобработки вновь работают три человека. Ремонта меньше не стало, просто сегодня есть возможность заказывать уже готовые запчасти и на месте подгонять их под потребности конкретного оборудования.

– Думаю, в ближайшие несколько десятилетий наша профессия останется востребованной, – уверен Виктор Бусыгин. – Сейчас все переходят на числовые программные станки, но они больше приспособлены для серийного производства. А ремонтное производство требует индивидуального подхода. Когда случается что-то экстренное, для перенастройки станка с ЧПУ требуется время, а ТЭЦ ждать не может. Поэтому бригада слесарей и бригада станочников решают эту проблему гораздо быстрее. Нас можно вызвать ночью, в выходной – мы приедем и сделаем все, что надо.

Но вот парадокс – профессия нужна, а подготовкой специалистов сейчас не занимается ни одно учебное заведение.

– Без мехобработки в ремонте не обойтись, – говорит Виктор Аркадьевич. – А подготовки таких специалистов нет. Я слышал, пытались учить на Тяжбуммаше, набирали, но оказалось, что уже не существует необходимой базы. Конечно, нам необходима молодежь, потому что потребность в хороших станочниках сохраняется и будет сохраняться еще много лет. А научить мы готовы и сами: есть станки, есть объем работы и опытные мастера. Раньше учили в процессе работы, и сейчас сможем.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Коротко о главном – в нашем Telegram