Чтобы выжить, фельдшеры петрозаводской скорой помощи подрабатывают на стройках и в такси
Фельдшеры петрозаводской станции скорой медицинской помощи готовы обращаться к президенту России. В этом году карельское правительство обещало (обещание зафиксировано в соответствующем документе) повысить их оклады на 40%. Но на деле получилось иначе — оклад водителя будет выше, чем оклад фельдшера. Между тем трудиться приходится в тяжелых условиях. Чтобы выжить, медикам приходится трудиться на стройках и в такси! А один фельдшер даже выучился на суши-повара!
Министерство здравоохранения и социального развития РК разработало положение об оплате труда, предусмотрев увеличение окладов медицинским работникам на 40%. Недавно фельдшеры скорой помощи Петрозаводска узнали, что их оклад будет всего 6500 рублей. То есть проиндексировали оклад всего на 20%. Хотя по районам Карелии оклад работников скорой будет 7600 рублей.
— Нам сказали, что зато нам повысили на 13% стимулирующие выплаты. Но стимулирующие выплаты — это на усмотрение работодателя. Их может быть, а может не быть. Оклад — это то, что нельзя снижать. А стимулирующие можно. Не будет денег в бюджете — и снимут с нас все, — говорит фельдшер Светлана Медведева (по просьбе медиков мы изменили имена и фамилии. По словам медиков, возмущенных заставят писать объяснительные и будут вызывать на ковер — прим. ред.).
По словам медиков, стимулирующие выплаты, а это около 5 тысяч в месяц, часто снимают за малейшие нарушения. Например, пациент пожалуется, что с ним грубо разговаривали. Никто даже не будет проводить проверку, так это или нет.
— Бывает, что бригада забудет мусорное ведро вынести после смены. Все, за это могут снять 5 тысяч. А фельдшер устал с ночной смены, просто забыл его вынести, — рассказывают фельдшеры.
— Чтобы что-то требовать, надо показать, как делать на пять. Для этого должны быть стандарты. Если ты их не выполнил, то тебе снижают стимулирующие выплаты. У нас таких стандартов нет. Получается, всегда можно к чему-нибудь придраться, - говорит Вера Молодова.
В зарплатный квиток фельдшеров скорой помощи без слез не взглянешь. В среднем выходит 18-20 тысяч. Час работы фельдшера скорой помощи оценивается всего в 80 рублей! И это человека, который каждый день спасает жизни людей! Как правило, все медики берут дополнительные дежурства. Но и это не спасает от нищеты. Так, фельдшер Виктория Морозова за 33 часа сверхурочных получила всего 1110 рублей.
По словам медиков, им снизили доплату за работу ночью на 20% и на 35% так называемые «колесные выплаты» — выплаты за непрерывный стаж. Сейчас на станции молодежь не задерживается. А за вредность в петрозаводской скорой начисляют всего 4%! Самый минимум, какой только возможен по закону.
— Повара и бухгалтеры получают больше за вредность! — возмущаются медики. — А мы, значит, не трясемся ночами по разбитым дорогам, не работаем с туберкулезными больными, с кровью. У нас не вредная работа!
Тяжелая работа за такие смешные деньги никого не привлекает. На станции большая текучка кадров: уходит в основном молодежь.
— Я разговаривала с молодым санитаром, который учится на фельдшера. Он сказал, что не останется у нас, так как не хочет работать за такие копейки, — говорит Светлана Медведева.
Тому же, кто много лет уже работает на скорой, приходится подрабатывать в других местах. Многие дежурят в поликлиниках. Но часто работают в отраслях, далеких от медицины. Мужчины подрабатывают на стройках и в такси. А один молодой человек выучился на суши-повара!
Как говорится на официальном сайте БСМП, сейчас в больницу требуется 28 врачей и фельдшеров.
— На Петрозаводск должно быть порядка 28 выездных машин. По нормативу на 10 тысяч населения должна быть одна бригада. А у нас по факту 18 бригад, — рассказывает Вера Молодова. — У нас часто работают фельдшеры в одиночку. Хотя такого не должно быть. В бригаде должен быть и врач, и фельдшер. При этом за «одиночество» доплачивают всего 7 рублей в час. Хотя это должны оплачивать по двойному тарифу.
По словам медиков, многие фельдшеры отказываются работать в одиночку.
— Если мы все откажемся или не будем работать в полторы-две смены, то город встанет!
Как рассказывают фельдшеры, их зарплата не повышалась уже три года. А в 2013 году она была больше, чем сейчас. Сейчас они не требуют повышения зарплаты, а хотят, чтобы повышение оклада было на 40%, чтобы это был гарантированная сумма. Только то, что им полагается по закону.
— Нагрузка каждый год растет, а зарплата уменьшается! БСМП оказывает платные услуги, зарабатывает немалые деньги. Почему в районах республики нашли возможность повысить оклад медикам, а в Петрозаводске, столице Карелии нет? — недоумевают работники скорой помощи.
Без объяснений
Руководство Станции скорой помощи предупредило, что тому, кто не согласен, придется уволиться. Медики обратились в карельские профсоюзы.
— Нам сказали на собрании, что это наше право обращаться с жалобами. Это наше конституционное право. Сейчас профсоюз готовит обращение в Минздрав. Надеемся на благополучный исход. Если это не поможет, мы будем писать президенту России. До 2018 года по решению президента наши зарплаты должны повысить вдвое! Но все идет к тому, что у нас будет лишь «бумажное» повышение зарплаты, — говорят сотрудники скорой помощи.
— По всей России сейчас идет увеличение окладной части на 40%. И уменьшение стимулирующей части. На протяжении нескольких последних лет профсоюзы говорили о том, что гарантированная часть зарплаты в здравоохранении низкая. Мы требовали пересмотреть структуру зарплаты в сторону увеличения окладов, которые должны как минимум в два раза превышать стимулирующие выплаты. При такой системе работники становятся менее зависимы от администрации. Ведь вы знаете, что стимулирующие выплаты распределяет администрация, — сказала нам председатель рескома КРО профсоюза работников здравоохранения Ирина Андреева.
Сейчас профсоюз готовит обращение в Минздрав Карелии. По словам Ирины Смирновой, удивляет, что профсоюз БСМП одобрил такое решение работодателя. Председателем трехсторонней комиссии был врач Николай Шестаков. На наш вопрос, почему так ущемили права фельдшеров, отреагировал агрессивно:
— Почему я должен вам что-то объяснять! — закричал Николай Шестаков в трубку. — Пусть обращаются в компетентные органы.
Заместитель главного врача по скорой и неотложной медицинской помощи Наталья Седлецкая обсуждать с нами такой серьезный вопрос просто отказалась.
Что ж , ждем реакции Минздрава Карелии.
Кстати, вот в такой раковине приходится мыть руки фельдшерам петрозаводской скорой помощи после вызова. На станции нет ни дезинфицирующих средств, ни даже жидкого мыла.