Столица

Город терпеливых: почему петрозаводчан можно назвать самыми неконфликтными людьми?

Я совершенно уверена в том, что существует география характера. Что жителям той или иной местности присущи определенные человеческие качества. И на этой шкале страстей, пороков и особенностей натуры петрозаводчане  едва ли возьмут высоту в  несколько единиц по степени темпераментного хамства, зато  приближаются к максимальной отметке по показателю терпеливости и беззлобия.

Принято считать, что терпение – это хорошо. Это добродетель, приближающая человека к неким идеалам. Они, конечно, недостижимы в принципе, но чем ближе мы к ним, тем лучше должна становиться  наша жизнь. По крайней мере теоретически.

Сам заплатил, сам прикрутил

Если в это верить, то  жизнь в Петрозаводске должна быть образцово-показательной. Приезжаешь в столицу Карелии из любого другого российского (подчеркиваю — российского!) региона и первые несколько дней проводишь в состоянии приятного изумления. Здесь водители пропускают пешеходов, продавцы реже обсчитывают, особенно пенсионеров, чиновники гораздо меньше хамят, и абсолютно все чрезвычайно спокойно относятся к проявлению несправедливости в свой адрес.

На новую дверь Наталья копила деньги почти полгода. Хотелось большую, стальную,  чтобы  дом-крепость. И цвет выбрала заранее — «вишня-оксфорд», чтобы  красиво. Час настал — на пороге возникла бригада рабочих с дверью наперевес. Правда, выяснилось, что цвет совсем не тот.

«Бук-каштан! – торжественно объявил установщик. — Ничего не знаю, и вообще,  так гораздо лучше!» Примерно через час бригадир  заглянул в комнату и строго предупредил, что ручки для этой двери у них с собой нет. Они свою работу закончили, а ручку Серега привезет часа через два. Терпеливая Наталья позвонила на работу, предупредила, что задержится. Через два часа пришлось звонить ещё раз и отпрашиваться до конца рабочего дня. Когда Серега с ручкой, наконец, возник на пороге квартиры, хозяйка уже готовилась возводить баррикаду, чтобы провести ночь в относительном покое.

Мастер тут же сообщил, что рабочий день у него кончился, поэтому  вот вам ручка и набор фурнитуры. Прикрутить её проще простого, даже женщина справится. Женщина  справилась.  А потом собрала подруг, заварила чай и принялась  с хохотом  делиться впечатлениями. Отличный  получился вечер! Гости веселились,  ели тортик, обсуждали разницу между буком и вишней  и технологию прикручивания ручек. И ни у кого, то есть совсем ни у кого не возник вопрос: «А какого, собственно, чёрта?»  Почему не позвонить в дверную фирму и не предъявить? Почему не пойти туда и не стукнуть кулаком по столу? Или не отправить менеджера самого прикручивать ручки, раз уж работники не справляются?

Более того, темпераментный житель любого южного города или какой-нибудь из столиц именно так бы и поступил. Отвел бы душу и получил  дверь нужного цвета, трудолюбивых мастеров, массу извинений, а то и неплохую скидку. У нас тоже никто без дверей не остался. А отношения выяснять...

— Но ведь в итоге все хорошо, — прокомментировала Наталья. — Так зачем лишний раз себе нервы мотать?

Пожалуй, только в нашем городе могут сказать о такой ситуации: «Хорошо».  Понять людей, которым собственный покой дороже справедливости, в принципе можно. Но почему-то хочется возмутиться их позицией. Впрочем, возмущение длится недолго. Ровно до того момента, пока сам не окажешься в роли пусть и невольного, но злодея.

Спокойный сосед —  достаток в семье

Например,  в Петрозаводске почти невозможно поссориться с соседями. Во-первых, они совершенно нелюбопытны. А во-вторых, столь же незлобивы.

Случилось страшное. В нашем доме  засорилась канализация. Произошло это где-то между этажами. Нам повезло –  живем на последнем. А вот  соседям снизу страшное полилось на головы. Впрочем, жильцы оказались не из пугливых. И, главное, вежливые очень. Робко тренькнул звонок, и нежнейшего облика создание, извинившись, пролепетало: «А у нас капает...» Уже после вызова сантехника и ликвидации всех последствий наша семья уселась ждать. Когда же придут те, залитые. В любом другом городе мы бы уже бежали брать кредит, чтобы не только побелить соседям потолки, но и переклеить обои, да и входные двери заменить заодно. На новые стальные, цвета «вишня-оксфорд». А тут – тишина. При встрече на лестнице девушка с нами здоровается, как ни в чем не бывало. Мы уже даже глаза опускать перестали. Тоже ведем себя, как обычно, пользуемся чужой неконфликтностью. И бесконечное терпение, по крайней мере чужое,  уже не кажется таким уж страшным недостатком.

Непонятно только, откуда оно берется. Как людям удается сохранять не только спокойствие, но даже хорошее настроение, когда впору как минимум устроить ответный скандал. Причем получается это само собой, без каких-то там мантр, медитаций и самовнушения. И ведь не лопается это терпение, сколько его ни испытывай! Как и почему — с этим  только к  специалисту.

Терпение как образ жизни

Нам повезло: специалист не раз сама переживала подобные ситуации и о карельском терпении говорила как практик.

 - Я сама такая же,  - отметила психолог Дарья Соболева. — Я тоже лучше промолчу, не стану выяснять отношения и тем более скандалить. Мне дороже душевный покой и нетронутое личное пространство.

— Но почему такое количество людей массово готовы терпеть хамство, непрофессионализм, откровенное пренебрежение их интересами?

— Это частное мнение, но я уверена, что это обусловлено карельскими условиями жизни. Во-первых, у нас мало людей, в республике по-прежнему 4 человека на квадратный километр. Одному  не выжить. Это на густонаселенном юге другой человек — конкурент в борьбе за ресурсы, а у нас — необходимость, главное условие выживания. Во-вторых, посмотрите на особенности нашего климата. У нас два месяца  белых ночей и примерно столько же длится период очень короткого светового дня. И в это время не только темно, но ещё и холодно! Мы фактически живем на аккумуляторе и, естественно, стараемся экономить энергию, не совершать лишних телодвижений. Ну, и наконец, традиционный карельский уклад жизни.

Карелы вмещали в своем сознании множество суеверий. Например, они вели себя очень осторожно по отношению к миру — боялись пнуть гриб в лесу или или взять рыбу с икрой, чтобы не разозлить духов. Селились только по берегам озер, потому что реки — транспортные артерии, по ним чужие перемещаются. Никогда не оставили бы человека на улице, но и гостеприимными не были — пустят, накормят, спать уложат, но не станут общаться, а гостя разместят на «черной» половине дома, той, которая не оберегается тотемами. То есть всячески стремились обособиться, закрыться, свести контакты с миром к минимуму — на всякий случай. И все эти повадки уже вошли в генетику. У нас действительно редко возьмут чужое — боязнь бумеранга. Не станут лишний раз конфликтовать, чтобы не общаться с чужим человеком, не затрачиваться на него. И самое интересное, что приезжие через какое-то время начинают вести себя примерно также. Если вообще остаются в Карелии. Потому что жить у нас, несмотря на особенности национального характера, все-таки непросто.

А как вы думаете, почему в Петрозаводске так много терпеливых  и спокойных людей? Часто ли страдаете от своей и чужой готовности стерпеть то, что терпеть не следует? Или, наоборот, считаете, что автор преувеличивает миролюбивость жителей Карелии. Ждем версии наших читателей.

Срочные новости в нашем Telegram