Столица

«Издевательство длиной в 260 километров»: как и почему пассажиров междугородних рейсов пересадили на ПАЗики

Пригородные автобусные перевозки в считанные дни превратились для жителей Карелии в пытку. Это результат стараний правительства Карелии, предпринявшего все меры для того, чтобы вытеснить карельских предпринимателей, ранее перевозивших людей по республике, с рынка данных услуг.

– Обстоятельства сложились так, что для решения родственных вопросов на днях мне пришлось посетить Сегежу. В ожидании посадки на петрозаводском автовокзале я задумчиво рассматривал стоявшие на стоянке комфортабельные автобусы, гадая, какой из них повезет меня в город бумажников, – вспоминает Алексей Семенов. – Настроение омрачилось после того, как вместо комфортабельной «Скании» к перрону с шумом вырулил… ПАЗик. Судя по выражениям лиц ожидавших пассажиров, для них это тоже было полной неожиданностью. Как-то не верилось…

Алексей Валерьевич вспоминает, что поданным транспортом возмущались абсолютно все, но выбора не было: пришлось ехать на том, что было.

– Явно «убитый» двигатель с трудом разгонял автобус, и определитель скорости (в районе п. Шуя) на прямой высветил нашему «экспрессу» 69 км/час, быстрее мы и не ехали, – говорит Алексей Семенов. – Всю дорогу в салоне стоял угнетающий гул. Но больше всего убивала сильная вибрация автобуса, отдаваясь в спине и делая поездку настоящим мучением… В Сегежу мы прибыли с опозданием. Буквально вывалившись из автобуса, ставшая каменной спина заставила меня сесть на ближайшей скамейке и перевести дыхание. Издевательство длиной в 260 километров закончилось.

Правда, ненадолго. Утром, чтобы вернуться в Петрозаводск, мужчине вновь пришлось пережить тот же самый путь на ПАЗике. И это еще не самое страшное, что могут пережить пассажиры. Восемь-девять часов по разбитым дорогам на ПАЗике до Пудожа — вот что по-настоящему страшно.

Знакомый сценарий

Возникшие в области пригородных автобусных перевозок проблемы – вовсе не сюрприз и не неожиданность. О том, что все изменится, и вряд ли в лучшую сторону, стало известно еще в марте. Тогда в нашу редакцию обратились карельские предприниматели, занимавшиеся на тот момент пригородными перевозками. Люди были в отчаянии: карельское правительство изменило условия конкурса, и участие в нем стало доступно только крупным транспортным компаниям из Питера. Сотни рейсов были распределены всего в четыре конкурсных лота вместо прежних 98. Соответственно, одним из новых условий стало требование, чтобы автопарк компаний был не меньше 20 машин – тогда как в республике работает много небольших компаний с 4-9 машинами в автопарке.

– У нас небольшое предприятие, без работы останутся всего 8 человек. Но представьте, сколько таких предприятий в республике и сколько людей в итоге потеряют работу, – заметил тогда представитель сегежского предприятия «Рапид» Виктор Шлегель.

А таких предприятий по Карелии около тридцати.

– У меня появляется мысль о суициде, – делился своими переживаниями предприниматель из Медвежьегорска Николай Воробьев, которому надо погасить 600 тысяч кредита.

Никто не понимал, чем мотивировано укрупнение лотов.

– Чем руководствовались при делении? – недоумевали перевозчики. – На заседании УФАС представитель Госкомитета по транспорту сказал, что, мол, объединяли по рентабельности и нерентабельности. Но и раньше нерентабельные рейсы давали в нагрузку к рентабельным.

Похоже, с пригородными перевозками разыграли тот же сценарий, что и с городскими. Напомним: накануне выборов мэра Петрозаводска, когда, по мнению многих, Николай Левин уже не был самостоятельной политической фигурой, из столицы Карелии вытеснили местных перевозчиков. Конкурс по организации пассажирских перевозок в Петрозаводске был организован на таких условиях, что у местных предприятий практически не было шансов его выиграть. И сейчас по Петрозаводску ездят автобусы «Отойл», у которых постоянно отваливаются колеса. Чувства безопасности они не внушают. По словам перевозчиков, в Петрозаводск отправили старые автобусы, которые были списаны с маршрутов в Санкт-Петербурге.

Улучшения

Происходящее на рынке пригородных автобусных перевозок председатель Госкомитета по транспорту Игорь Жадановский объяснил благими намерениями: лоты, мол, укрупнили вовсе не для того, чтобы выжить местных предпринимателей, а для того, чтобы сохранить маршрутную сеть и обеспечить транспортную доступность самых малонаселённых и отдаленных поселков. На тот момент по 23 маршрутам в республике движение не осуществлялось, так как рейсы убыточны и желающих работать на них не было. На сегодняшний день рейсовые автобусы не только не увеличили географию передвижения, но и сократили кратность поездок по существующим маршрутам.

В госкомитете уверяли, что после нового конкурса пассажирам станет комфортнее.

– Я периодически езжу на автобусе в Петрозаводск, то по делам, то к родственникам, то в больницу, но такого не встречала, – говорит сегежанка Елена Антипина. – Наше Сегежское АТП – водители свои, приветливые, автобусы пусть не со стерильной чистотой, но всегда приятно садиться и ехать, а здесь... Мне астму врачи поставили, я как раз от пульмонолога ехала, что туда и что обратно – всю дорогу кашляла и с ингалятором сидела, а что делать?

Да, Игорь Семенович, улучшения налицо!

А Сегежское АТП, о котором говорила Елена Антипина, прекратило свое существование. Один из четырех автобусов директор предприятия Валерий Карпенко уже продал. Осталось реализовать еще три. Водителей пришлось уволить.

– Мы бы не ушли, если бы нас не отжали, – говорит Валерий Константинович. Однако пострадавшим в данном ситуации предприниматель себя не считает:

– Это же конкурентная среда. Рано или поздно мы должны были кому-то что-то проиграть. Поэтому в каком-то смысле мы были готовы. Технику покупали такую, чтобы она на вторичном рынке могла быть продана. Нет, я не отношусь к этому так, что вот, мы все потеряли. Сегежане – да, они потеряют. Это очевидно.

Жалобы не помогли

По весне карельские перевозчики неоднократно обращались в Карельское управление Федеральной антимонопольной службы и прокуратуру республики. В частности, в своем обращении к прокурору Карелии Карену Габриеляну Виктор Шлегель просил его проверить законность действий республиканского комитета по транспорту, выступившего организатором конкурса на пригородные и межмуниципальные автобусные перевозки. В начале июля (изначально он должен был состояться в мае, но по решению суда был приостановлен) конкурс все-таки состоялся. По всей видимости, правоохранительные органы сочли его вполне законным.

В отчаянии карельские перевозчики писали даже Владимиру Путину. Они поведали президенту о том, что как в республике лоббируются интересы питерского бизнеса, как пытаются уничтожить троллейбусные перевозки в Петрозаводске, какие старые автобусы ездят по городу, как разваливали ГУП «Карелавтотранс».

«При активной поддержке правительства Республики Карелия в Республику Карелия «идёт крупный бизнес» из Санкт-Петербурга, в том числе и в транспортную сферу. Мы ничего не имеем против Санкт-Петербурга и его бизнесменов, нас возмущают их методы «захода» на рынок через республиканскую исполнительную власть, – писали местные предприниматели. – Рынок автобусных перевозок в Карелии (как и многие другие сферы экономики республики) усиленно «зачищается» для крупного питерского бизнеса путём выдавливания и уничтожения не только небольших частных организаций и индивидуальных предпринимателей, платящих ежегодно от 30 тысяч до 1 миллиона рублей налогов в бюджет Карелии каждый, но и уничтожения крупных государственных предприятий».

В апреле на очередном заседании Законодательного собрания глава республики Александр Худилайнен заявил, что происходящее сейчас в сфере пригородных автобусных перевозок – это «наведение порядка».

– Там только змеи не ползают… И отваливаются железные части, – охарактеризовал качество автобусов, которые на тот момент были на линии, Александр Петрович. – Победит в конкурсе тот, кто предоставит автобусы в нормальном состоянии.

Теперь мы видим, что в понятии главы республики нормальное состояние и порядок!

Не жалко

Некоторые карельские перевозчики, не желая закрывать свои предприятия, начали возить по своим маршрутам, но не с автовокзала, а с остановки около железнодорожного вокзала. Многим жителям Карелии такая идея пришлась по душе.

– Это временный этап, – уверен Валерий Карпенко. – Государственные органы подключатся и будут прессовать. Либо вы работаете в связке с Госкомитетом по транспорту, либо вы не работаете вообще. Коллегам я уже об этом сказал. Никто нам так просто работать не даст.

Во время разговора с Валерием Константиновичем у нас невольно вырвалось:

– Людей жалко.

– А мне не жалко, – ошарашил перевозчик. – Пока люди сами не поймут, что о них вытирают ноги, мне их не жалко. Если хотят вернуть себе комфортные условия нужно действовать. Я не говорю, что именно мы должны возить. Но нужно добиваться того, чтобы новый перевозчик, который выиграл на конкурсе, предоставил условия хотя бы не хуже, чем они были. Нужно «долбить» перевозчика, «долбить» правоохранительные органы. Иначе ничего не изменится. Конкурсы ведь для этого и проводятся – для отбора лучших перевозчиков. И создания лучших условий для пассажиров. А если результатом проведенного конкурса стало ухудшение качества перевозок, значит, что-то не так в этом конкурсе перевозок.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram