Столица

«Мне сказали, что работать все равно спокойно не дадут!» Городской суд повторно восстановил на работе дважды уволенную преподавательницу ПетрГУ

Возможно, эта зима войдет в историю судебной практики Петрозаводска как «университетская». В городском суде сразу несколько преподавателей ПетрГУ оспаривают законность собственных увольнений. Доцент кафедры отечественной истории Елена Дианова прошла через это уже дважды и выиграла оба процесса.

О первом  увольнении Елены Васильевны мы писали еще в июне прошлого года. Тогда университет не стал продлевать с Диановой контракт якобы из-за того, что ей пора «на заслуженный отдых». Никого не смутило, что 53-летняя преподаватель (кстати, самый молодой пенсионер на кафедре) готовится защищать докторскую диссертацию, читает несколько авторских курсов и является автором множества научных публикаций. Через три месяца городской суд восстановил Елену Дианову на работе. Осталась без удовлетворения и апелляция, которую юристы ПетрГУ направили в Верховный суд РК. Но, как оказалось,  говорить о счастливом финале было еще рано.

Дважды уволенная

Решение, восстанавливающее Елену Дианову на работе, прозвучало в зале суда в пятницу, 23 сентября. В понедельник, 26 сентября, преподаватель пришла в университет, чтобы принести в отдел кадров соответствующие документы. Руководство кафедры отечественной истории ПетрГУ не спешило возвращать Елене Диановой её нагрузку. Авторские курсы преподавателя распределили между другими сотрудниками. Таким образом, рабочий день доцента представлял собой обыкновенное «дежурство» на кафедре без каких-либо поручений. Когда была назначена дата предзащиты диссертации, руководство отказалось дать Елене Васильевне однодневную командировку, мотивируя это тем, что ее поездка на предзащиту не представляет интереса для ПетрГУ. Тогда преподаватель попросила отпуск за свой счёт. Заявление подписали директор Института ИПИСН Сергей Веригин и начальник отдела кадров Мария Соколова.

— Однако за пару часов до отправления поезда маме позвонили и сказали, что ее заявление не получило положительной визы у высшего руководства и она не имеет права куда-либо выезжать. К слову, никакой работой со стороны работодателя она так и не была обеспечена. Понимая всю ответственность своего потенциального проступка, но в то же время уровень важности грядущего мероприятия, мама всё же поехала на предзащиту, — рассказывает дочь Елены Диановой Ксения, представлявшая в суде интересы уволенного преподавателя. — Её научным руководителем является профессор Таисия Михайловна Китанина – заслуженный учёный с мировым именем, ведущий историк страны, и подводить её, равно как и всё ученое сообщество СПбГУ, которое специально готовило эту предзащиту, было бы, по меньшей степени, неуважением.

А 6 октября Елена Васильевна узнает, что, оказывается, дважды нарушила трудовую дисциплину. Преподавателя обвинили в опоздании 26 сентября, то есть в тот день, когда она пришла повторно оформляться на работу. За это Елене Диановой объявили замечание. Ну, а главным «грубейшим нарушением порядка» была признана поездка доцента на предзащиту. Вопреки предоставленной и подкрепленной документами из СПбГУ объяснительной записке это стало поводом к увольнению. Интересно, найдется ли в судебной практике еще хотя бы один случай, когда человек был уволен за поездку на предзащиту докторской диссертации?

«Диссертация — ваше личное дело!»

Впрочем, как выяснилось в судебном процессе, научную деятельность Елены Диановой руководство ПетрГУ считает личными проблемами преподавателя.

— Написание докторской диссертации — это личная инициатива истца, — заявил представитель университета Василий Томащук. — Она не связана с ее работой в университете и должна писаться в свободное от работы время.

Это при том, что ещё в 2011 году ученый совет единогласно проголосовал за то, чтобы оказывать Е.В. Диановой всяческую поддержку в вопросе поступления в докторантуру и подготовки диссертации, а само обучение происходило за счёт средств федерального бюджета в рамках целевой программы. Любой учёный, желающий повысить свою квалификацию, прекрасно знает, что сейчас нелегко поступить в очную докторантуру — число бюджетных мест постоянно сокращается. В ходе судебного заседания сам директор этого структурного подразделения Сергей Веригин сетовал на то, что доцентам ПетрГУ, стремящимся написать докторскую, в СПбГУ могут предложить лишь коммерческую форму обучения – а это от 240 тысяч рублей в год.

— Мне было сказано, что диссертация не относится к моим обязанностям, — недоумевает Елена Дианова. — Но ведь от нас требуют научных публикаций, определенного уровня цитируемости, мы должны регулярно отчитываться о научной работе и писать исследовательские статьи. Да и как может диссертация не относиться непосредственно к обязанностям преподавателя университета?

Возражал юрист университета и против выступления свидетелей, которые утром 26 сентября видели Елену Дианову в университете и могли подтвердить  ее присутствие. А по словам самой Елены Васильевны, найти людей, которые не побоятся выступить в суде в ее защиту было очень непросто.

— А мне коллеги открытым текстом сказали: «Мы видим, что с вами поступают несправедливо, это административный произвол, но в суд не пойдем, потому что нас уволят!» — рассказывает Елена Дианова.

Процесс по иску Елены Диановой к Петрозаводскому университету длился больше трех месяцев. За это время по решению суда успела восстановиться на работе ещё одна сотрудница Института ИПИСН, уволенная в декабре, и начал оспаривать свое увольнение другой коллега Елены Васильевны — доцент кафедры зарубежной истории Глеб Яровой. Что же касается ПетрГУ, то ему предстоит еще раз принять на работу доцента Дианову. Решение суда прозвучало в минувшую пятницу:

Немедленное восстановление и признание незаконности всех дисциплинарных взысканий со стороны ПетрГУ!

Справедливость со второй попытки

После первого возвращения на работу Елена Васильевна опасалась, что проблемы на этом не закончатся. «Мне сразу сказали, что работать спокойно не дадут!» — вспоминает она. На этот раз преподаватель вышла на работу сразу же после окончания процесса. В качестве поручения заместитель заведующего кафедрой приказала Елене Диановой в течение четырех часов написать за другого преподавателя рабочую программу, которая обычно пишется человеком, читающим курс, в течение семестра. Коллеги Елены Васильевны уже выражают сочувствие и говорят, что вновь будет отыскиваться повод к увольнению.

Но после двух тяжёлых судебных процессов Елена Дианова сдаваться не намерена.

Срочные новости в нашем Telegram