Столица

Мошенники обманывали проректора консерватории под надзором правоохранительных органов?

В Петрозаводском городском суде продолжается рассмотрение уголовного дела Антонины Камировой – проректора петрозаводской консерватории, ставшей жертвой мошенников и одновременно обвиняемой в преступлении. Напомним, что педагога подозревают в покушении на дачу взятки должностному лицу. По версии следствия, в ноябре 2015 года Антонина Камирова, не зная, что имеет дело с аферистами, перечислила якобы заместителю министра культуры России 300 тысяч рублей за то, чтобы стать ректором учебного заведения.

В уголовном деле Камировой не очень много свидетелей, и на данный момент практически всех из них уже допросили. Очередные допросы коллег подсудимой новой информации не добавили. Все как один говорят о том, что Антонина Камирова удивительный человек и специалист, который никогда не стремился занять кресло ректора консерватории. Во-первых, ей это было неинтересно. Во-вторых, это было и невозможно.

— Амбиций стать ректором у Антонины Николаевны никогда не было, — уверенно заявила в суде начальник управления по кадровой работе консерватории Эрна Павлова. – Она очень любит заниматься научной работой, пишет докторскую диссертацию.

— Антонина Николаевна всегда говорила, что не хочет заниматься административной работой, от которой устала еще в министерстве (ранее Камирова занимала должность заместителя министра культуры Карелии — прим. авт.). Ее увлекало совершенно другое направление. Она больше всего занималась наукой, — подтвердила слова Павловой приятельница и главный бухгалтер учебного заведения Марина Усольцева.

Допрошенная в суде директор Музея изобразительных искусств, а ранее также заместитель министра культуры Карелии Наталья Вавилова рассказала, что занимать руководящие должности в министерстве Антонина Камирова соглашалась только после уговоров.

Все свидетели как один говорят о том, что на момент разговора Антонины Камировой с мошенниками должность ректора консерватории вакантной не была, и подсудимая прекрасно об этом знала: приставка «и. о.» у должности действующего руководителя — чистая формальность, позволившая ему в свои 75 лет возглавлять учебное заведение.

Кроме того, сторона защиты пытается доказать, что, отдавая деньги якобы за назначение ее на должность ректора, Антонина Камирова осознавала, что в принципе не может претендовать на эту должность: у нее нет музыкального образования, которое, согласно нормативным документам, обязательно для руководителя консерватории.

— В положении по выбору ректора есть такой пункт, согласно которому кандидаты на эту должность должны предоставлять аттестационной комиссии необходимые документы, среди которых список творческих работ (это концерты, выступления, собственное лауреатство и подготовленные лауреаты). Как кандидат экономических наук Антонина Николаевна физически не смогла бы его предоставить, — пояснила научный секретарь и педагог консерватории Елена Никулина.

Кроме того, должность ректора выборная, и в случае назначения выборов коллектив готов был поддержать кандидатуру совершенно другого человека – проректора по учебной и воспитательной работе Евгения Гурьева. За то, чтобы руководителем консерватории после окончания полномочий действующего ректора стал именно Гурьев, ратовала и Антонина Камирова, настоявшая на том, чтобы проректор получил дополнительное образование – в области управления.

Дело Антонины Камировой уникальное в своем роде. Не так давно в МВД Карелии состоялась пресс-конференция, на которой журналистам рассказывали о различных способах мошенничества с помощью мобильных телефонов. Так вот один из самых распространенных — это когда мошенники, представляясь сотрудниками полиции, предлагают людям заплатить за то, чтобы избавить их родственников от якобы возникших у тех проблем с законом. Понятно, что и проблемы, и полицейские вымышленные, но деньги-то люди платят настоящие, и немалые. По данным МВД Карелии, подобным образом в этом году «развели» уже больше 50 человек. То есть более 50 человек, если следовать логике дела Антонины Камировой, покушались на дачу взятки. И ни один из них на скамью подсудимых не сел. Камирова же может отправиться в колонию на срок до 12 лет (санкция статьи, по которой ее привлекают к уголовной ответственности)

Есть в деле проректора и еще один значимый момент. В судебном заседании неоднократно упоминалось о том, что существует запись телефонного разговора подсудимой с мошенницей. Другими словами, ее обманывали под наблюдением правоохранительных органов. И ладно бы по итогу преступники были пойманы. Так ведь нет: те, кому Антонина Камирова перечислила 300 тысяч рублей, до сих пор на свободе, и их личности даже не установлены.

На той самой пресс-конференции в МВД Карелии начальник уголовного розыска УМВД России по Петрозаводску Кирилл Кудряшов рассказал, что такие случаи, когда стражи порядка оперативным путем своевременно узнают о совершающемся мошенничестве, действительно есть. И в этих случаях полицейские торопятся к потенциальной жертве, чтобы уберечь ее от обмана. Как правило, получается. Но иногда, рассказывал журналистам страж порядка, какую-нибудь бабушку, которая полиции верит меньше, чем преступникам, приходится часами уговаривать не попадаться на удочку мошенников.

— Мы стоим, объясняем бабушке, что ее обманывают, а она в ответ: «Нет, вы что, мне обязательно нужно деньги отдать». И дело до истерики доходит иной раз, — пояснял Кирилл Кудряшов.

И вот в этой связи с делом проректора вообще ничего не понятно. Бабушку, значит, можно было предупредить об опасности и остановить, а Камирову — нет. Получается, для того, чтобы усадить педагога на скамью подсудимых, стражи порядка допустили совершение в отношении нее преступления.

Согласно обвинительному заключению, Антонина Камирова «приняла преступное предложение», «руководствуясь личной заинтересованностью, выраженной в желании быть назначенной на вакантную должность ректора консерватории». Однако все свидетели обвинения говорят о том, что в день заключения этой «удачной» сделки женщина не выглядела счастливой. Напротив, она была чем-то расстроена и находилась словно не в себе.

— Она была в таком состоянии, что я побоялась отправлять ее одну со своей карточкой и проводила до банка, — рассказала Марина Усольцева (это она одолжила Антонине Камировой часть денег, которые та впоследствии перечислила мошенникам).

Более того, на обратном пути из банка подсудимая умудрилась потерять банковскую карту коллеги.

— Мы ее так и не нашли, — пояснила свидетель. – Антонина Николаевна была в таком шоковом состоянии, что никак не могла объяснить, куда делась эта карточка.

О том, что радость от появившейся перспективы стать ректором была весьма сомнительной, рассказал и муж Антонины Камировой. Он каждый день встречает супругу с работы, и в тот день очень удивился ее состоянию: женщина нервничала и была чем-то напугана. Что случилась, она ему рассказала много позже (уже после визита в управление ФСБ РФ по РК).

Супруг подсудимой говорит, что она очень тяжело переживает случившееся (честно говоря, это видно невооруженным взглядом).

— Человек живет на таблетках. Я иногда ночью просыпаюсь, смотрю, жива ли она, — признался мужчина.

Ни один из допрошенных в суде свидетелей не считает Антонину Камирову преступницей.

— Если бы в тот момент ее попросили перечислить деньги на реконструкцию музея «Кижи», я думаю, что было бы то же самое, — признался супруг подсудимой.

Напомним, что, согласно показаниям другого проректора консерватории, которой мошенники тоже предлагали должность руководителя учебного заведения (правда, деньги с нее просили не за само назначение, а за то, чтобы после назначения ее не беспокоила полиция), женщина, выдававшая себя за заместителя министра культуры России, использовала угрозы и методы психологического воздействия.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram