Столица

Пережить боль: как работает первый в Карелии хоспис

В конце 2012 года на базе Дома сестринского ухода в Петрозаводске появился первый хоспис – место, где тяжелобольным людям дарят возможность облегчить страшные мучения. Сюда попадают пациенты из разных больниц, которым уже ничем нельзя помочь. В первую очередь, люди с онкологическими заболеваниями последней стадии. Мы наведались в хоспис и поговорили с сотрудниками о том, как здесь живется и работается.

Боль

Главный врач Дома сестринского ухода Владимир Миронюк – хирург по образованию. Стаж в медицине у него уже очень солидный – 35 лет. Став главврачом, он задумался о создании специального паллиативного центра, где больным помогали бы в комфорте и без жутких болей дожить оставшиеся дни, недели или месяцы – кому сколько отведено. Для создания центра немало усилий приложила и министр здравоохранения Карелии Валентина Улич. Все понимали, что подобный центр необходим, ведь раньше неизлечимо больные люди до последнего находились на попечении родственников.

Сейчас в паллиативном отделении есть круглосуточный стационар, дежурная служба по приему заявок, выездная бригада. Персонал прошел специальное обучение. Сотрудники дома никогда не называют паллиативное отделение местом, где люди отходят в мир иной. Они считают, что здесь помогают пережить боль.

Многие пациенты ждут своей очереди на пребывание в Доме сестринского ухода по восемь месяцев. Кто-то дожидается, а кто-то и нет. Атмосфера в хосписе, на первый взгляд, гнетущая. Одиночные палаты, в которых даже не нужен дневной свет, торчащие из дверного проемы бесконечные трубки с пузырящейся жидкостью и мерное сопение больных безмолвно свидетельствуют о тяжелом состоянии пациентов. Но работники дома стараются, несмотря ни на что, наладить уют.

Сестры

В коллективе всего несколько мужчин-фельдшеров. Остальные – девушки. Они ухаживают за тяжелобольными.

– Работа у нас тяжелая, представляете, по 100-120 килограммов вдвоем поднимать и сажать на горшок? Тяжело. Остеохондроз у многих. Но мы-то ладно, а вот старики-то как мучаются. Как же им не помочь?! – говорит санитарка, которая умывает больных.

Пока мы с двумя медсестрами обсуждаем особенности работы, к нам подходят еще две, и еще две, и еще. В маленьком кабинете становится тесно.

– Если бы мы не любили свою работу, тогда бы тут не стояли. Помочь людям – это в наших силах. Поэтому мы тут и работаем. Хоть как-то долг свой человеческий исполняем. Жалко все-таки их, – подхватывает другая медсестра.

В паллиативном отделении пациент может находиться только месяц. Но бывают случаи, когда больных держат дольше. Так, практически за два месяца на руках у медсестер умер парень 22 лет, который страдал серьезным сосудистым заболеванием. За ним ухаживали, как за родным. Умирали здесь и люди, отметившие 100-летний юбилей. Такая вот противоречивая жизненная арифметика.

Главное – хотеть жить

Александр Беляев, один из немногих мужчин в коллективе, работает в отделении сестринского ухода психотерапевтом. Он ставит в один ряд общение с тяжелобольными и общение с детьми-индиго.

– Это так же тяжело, ведь они даже порой не говорят. Особенно люди из глухих деревень. Но им в таком состоянии просто необходимо говорить, – рассказывает Беляев.

Пациенты стараются больше общаться. Они собираются в палатах, поют русские народные песни, делятся историями из жизни. Именно так они временно «выздоравливают», просто от разговоров.

Медсестры во втором отделении дома сестринского ухода, которое находится на улице Мичуринской, порой ставят на ноги немощных больных. Дома больные боятся быть обузой, упасть, например, или потратить лишние деньги на памперсы, вот и лежат. Здесь же за нахождение пациентов платит государство, и больные не стесняются попусту.

– Мы помогаем людям ощутить заботу, но не привязываем к себе. Это временное пребывание, на месяц, возможность дать отдохнуть себе и своим родственникам, – говорит Александр Беляев.

Психотерапевт сталкивается со многими проблемами пациентов. Но самая сложная проблема, с которой иногда сталкивается Беляев, – отсутствие желания жить. Даже перед лицом смерти нужно продолжать хотеть жить.

P.S. Два года назад, когда хоспис только открывался, мы тоже побывали там. Репортаж о том посещении вы можете прочитать здесь.

Срочные новости в нашем Telegram