Столица

Помощь или нажива? Сотни жителей Карелии пострадали в попытке принять участие в государственной программе, которую рекламировал Медведев

В феврале в Карелии, как и по всей стране, люди, имеющие ипотеку, детей и небольшой достаток, начали бегать по инстанциям и собирать документы в надежде попасть в государственную программу помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации. Почему только в феврале (программа существует с 2015 года)? И почему именно бегать? Да потому, что информацию замалчивали почти до самого закрытия программы.

Хронология вопроса

Программа, благодаря которой с помощью государства изначально (впоследствии сумма увеличилась) можно было погасить 10 процентов остатка основного долга по ипотеке, действует с 2015 года, но долгое время про нее почти никто не знал. До декабря прошлого года принять участие в ней могли только те заемщики, у которых с момента оформления ипотеки доходы снизились на треть.

В конце прошлого года программа была продлена до марта 2017-го, при этом многие ее условия изменились. В частности, изменилось условие про доходы, был расширен перечень категорий граждан, которые могут принять в ней участие, и увеличена сумма госпомощи с 10 до 20 процентов. И на программу появился спрос! Разумеется, среди и тех, кто о ней знал. Сейчас выясняется, что в основном это жители Москвы и Московской области. До регионов информация о существовании такой программы благодаря сарафанному радио добралась только к концу января. И вот с этого момента начался настоящий ажиотаж. И в Карелии в том числе! Но документы принимали только до середины февраля, и подать их, конечно, успевали не все, а потому очень переживали и очень ждали продления программы.

И долгожданное продление состоялось. Постановлением правительства РФ, которое вступило в силу 23 февраля, программа не только была продлена до 31 мая, в ней и условия улучшились. В частности, семьи с двумя несовершеннолетними детьми могли претендовать уже не на 20, а на 30 процентов списания остатка основного долга по ипотеке. И люди кинулись собирать документы, среди которых – справки из ЕГРН! Остальные полтора десятка документов никакой сложности в сборе не представляли, а вот эти документы и делаются долго (в МФЦ Петрозаводска сразу предупредили – от 7 дней до 2 месяцев) и стоят дорого – 1800 рублей за штуку, то есть на семью с двумя детьми – 7200 (плюс комиссия банка за перевод этих денег на счет Росреестра).

Обновленная и продленная на три месяца программа не проработала и недели! Через семь рабочих дней банки перестали принимать документы на реструктуризацию ипотеки. А на сайте Федерального агентства ипотечного кредитования (АИЖК), выступавшего оператором программы, сообщили, что она помогла уже более 22 тысячам российских семей, исчерпала свое финансирование (4,5 миллиарда рублей), в связи с чем досрочно закрыта!

А как же дорогостоящие выписки из ЕГРН, которые тысячи семей с весьма скромным достатком успели заказать в соответствующих структурах? А с ними теперь хоть в туалет.

По телефону «горячей линии» АИЖК на вопрос о компенсации расходов за справки нам посоветовали обратиться в банк.

— Это же банк просил вас их предоставить, — сообщил молодой человек на том конце провода, уточнив, что АИЖК на предоставлении этих справок, в общем-то, не настаивало.

Ну, это как сказать, список документов, который банки потом варьировали по своему усмотрению, был опубликован на сайте АИЖК и содержал выписку из ЕГРН.

Не трудно, наверное, догадаться о том, куда нас послали, когда мы по совету специалиста АИЖК обратились в банк по поводу компенсации расходов на справки.

Тогда, воспользовавшись формой обратной, мы вновь обратились в агентство ипотечного жилищного кредитования. На этот раз ответ был более категоричным:

«Заемщик сам принимает решение о подаче заявки на участие в программе помощи и самостоятельно и за свой счет собирает и предоставляет своему кредитору комплект подтверждающих документов. Компенсация затрат заемщика, связанных со сбором комплекта документов для рассмотрения возможности его участия в программе, не предусмотрена и не производится».

То есть никакой вины за собой в АИЖК никто не чувствует: заемщики же по доброй воле рисковали деньгами ради призрачного блага. То, что о рисках никто из потенциальных участников программы не знал, сейчас никого из чиновников не волнует.

Вот вторая часть ответа АИЖК на наш запрос:

«31 мая 2017 года — это не срок для подачи новых заявок на участие, а срок для проведения реструктуризации. В феврале 2017 года в адрес кредиторов поступило значительное количество обращений заемщиков на участие в программе, после рассмотрения и проведения реструктуризации по которым денежные средства, выделенные на реализацию программы помощи, будут израсходованы в полном объеме… В течение марта – мая 2017 года кредиторы будут рассматривать и оформлять реструктуризацию по ранее поступившим заявкам, поскольку на это объективно требуется время».

Вранье. По «горячей линии» агентства ипотечного жилищного кредитования его специалисты сообщали, что документы можно подавать вплоть до 31 мая. Говорили они об этом и накануне досрочного закрытия программы, и даже в день ее закрытия. О том, что это лотерея (а по факту обычная пирамида), что повезет только первым скольки-то там тысячам, а остальные останутся с носом, ни слова. Никогда и нигде!

— По телефону «горячей линии» мы узнали, что проходим по программе, но было объявлено, что нужно успеть собрать пакет документов до 31 мая 2017 года, — рассказывает житель Беломорска Павел Пашков. — 7 марта я заказал все документы и справки в соответствующих организациях и оплатил их… 8 марта оказалось, что заявки на помощь правительство РФ больше не принимает… Получилось, что программа, направленная на оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной финансовой ситуации, по факту усугубила наше финансовое положение.

Наш журналист заказала и оплатила эти справки гораздо раньше, но это не спасло. Готовы они оказались аккурат в день досрочного закрытия программы. Понятно, что в банке их уже не приняли. Впрочем, неспокойно сейчас даже тем, кто документы подать успел. Никто не знает, на рассмотрении какой из заявок действительно закончатся деньги.

В АИЖК сообщили: «Программа помощи выполнила свою задачу». Возможно, нам просто забыли сообщить, какая задача стояла на самом деле. Потому что, несмотря на то, что тысячам людей действительно помогли, на других тысячах откровенно нажились.

Надежда, конечно, умирает последней. И сейчас в отчаянии люди собирают подписи под петицией на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с просьбой найти резервное финансирование, которого бы хватило до окончания программы – 31 мая 2017 года. За несколько дней документ собрал более 10 тысяч подписей.

АИЖК выступает против. А в официальных ответах указывает: «Выделение дополнительных денежных средств на программу не планируется, и она будет завершена в пределах первоначально выделенного финансирования».

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram