Столица

«Посадили простых людей, а настоящие наркобароны на свободе!» Шокирующие подробности того, как в Карелии посадили банду из 30 наркоторговцев

Илья Соколов работал таксистом. 2 марта 2011 года возле кинотеатра «Калевала» к его машине подошел человек и что-то купил у сидевшего там пассажира. Человек через окошко пассажирской двери передал пассажиру деньги, а тот в ответ передал ему какой-то пакетик. В результате Илья Соколов был приговорен к семи годам лишения свободы.

СЕМЬ ЛЕТ ЗА СТО РУБЛЕЙ

Что же произошло? Почему таксист оказался осужден за деяние, которое совершил его пассажир? Тем более почему наказание оказалось столь суровым? Как выяснилось, в это время карельский наркоконтроль разрабатывал грандиозную, беспрецедентную для нашей республики операцию по обезвреживанию банды наркоторговцев. Операция эта должна была прогреметь на всю страну. Еще бы! Организованная бандитская группировка, в которой состояли десятки человек. Полиция долго шла по следу, вычисляла связи, расставляла сети, осуществляла контрольные закупки. Жертвой одной из таких контрольных закупок и стал Илья Соколов.

Человек, покупавший пакетик, был сотрудником МВД. Все его действия фиксировал на камеру другой сотрудник МВД, стоявший у дверей кинотеатра. На записи видно, как «покупатель» подходит к машине, как что-то передает в окошко и как что-то получает. Больше не видно ничего. «Ни лица пассажира, ни лица водителя, — говорит жена Соколова Лилия Даниленко. —  Пассажир, продавший наркотик, так и остался неизвестным, следствие не смогло установить его личность, и ему удалось уйти от правосудия». А вот лицо водителя полицейский вспомнил. Спустя пять месяцев он написал заявление, где сообщил, что именно Соколов находился за рулем той машины.

За полученный пакетик с курительной смесью полицейский заплатил 500 казенных рублей. По версии следствия, часть от этих 500 рублей продавец отдал бригадиру, еще одну часть – организаторам, а остаток разделил с водителем. То есть Соколов, по версии следствия, получил за участие в банде наркоторговцев примерно 100 рублей. И это единственный эпизод, который вменяется ему в вину. Может быть, конечно, он участвовал и в других сделках. Может быть, он подвозил еще кого-то. Может, заработал на этом еще какие-то деньги. Все может быть. Но судим и осужден он за один-единственный эпизод. Иными словами, человек получил семь лет реального срока за 100 рублей.

Больше того, у следствия не было реальных доказательств и того, что за рулем действительно был именно Соколов. Он пользовался машиной на паях со своим напарником С., и еще иногда у них машину арендовал его старый приятель П. Таким образом, за рулем теоретически мог оказаться любой из них. Из имеющегося видео, как уже было сказано, личность водителя установить невозможно. Но даже если это был действительно Соколов. В чем его вина? Лишь в том, что он подвез пассажира по указанному адресу, и пассажир этот оказался торговцем «спайсами»? Вот, в общем, и все. И, тем не менее, городской суд Петрозаводска лишил человека свободы на семь лет.

ДЕЛО О 30 ПОСАЖЕННЫХ

А теперь чуть подробнее об этом громком деле – деле о 30 посаженных. Сама эта история началась еще в 2010 году, когда некто Горячев предложил нескольким молодым петрозаводчанам заняться торговлей «спайсами». Тогда по всей стране получили распространение так называемые курительные смеси. Они не считались наркотиками, ими открыто торговали, их курили в кафе и барах. Дело действительно казалось выгодным. И Горячев даже заказал в Петербурге экспертизу того вещества, которым предполагалось торговать. Результат экспертизы пришел на его имя. Там черным по белому было написано, что предложенное на исследование вещество не является наркотиком. Таким образом, получалось, что его можно было распространять совершенно легально.

Смеси заказывали в Китае, сдабривали ромашкой и крапивой, расфасовывали по пакетикам и распространяли под видом благовоний. Организаторы бизнеса предложили нескольким своим знакомым помочь с фасовкой и позвали несколько человек для распространения. А те в свою очередь набрали еще пару десятков водителей. Ну и всем выдали копии документов с результатами питерской экспертизы. Так что люди искренне полагали, что не совершают ничего противозаконного. И вдруг через год их неожиданно начали задерживать.

Минюст заказал свою экспертизу, и эта экспертиза установила, что данные курительные смеси все-таки содержат наркотические компоненты. Следствие длилось два года, еще три года шел суд. Дело прогремело на всю страну. Еще бы! В Карелии наркополиция накрыла и обезвредила настоящий картель. Офицеры полиции были повышены в званиях. Генералы отчитались перед Москвой. 30 назначенных адвокатов повысили свое благосостояние, получая на протяжении пяти лет по 2 тысячи рублей за каждое процессуальное действие. И вот, наконец, в ноябре 2016 судья Мерков вынес приговор. Люди, обозначенные следствием как организаторы, получили от 16 до 19 лет. Фасовщикам дали по 12-13 лет колонии. Примерно на столько же сели  те, кого назвали бригадирами. А обычные продавцы и водители получили по 6, 7, 8, 9 лет в зависимости от количества эпизодов и отношения к ним судьи.

«ОТПУСТИТЕ МОЮ ЖЕНУ»

После суда в редакцию «Губернии Daily» обратились  жены и матери осужденных. Понятно, что они не могут оценивать произошедшее объективно, но мы считаем, их позиция тоже должна быть услышана.

— Понимаете, — говорит одна из жен (почти все обратившиеся просили не называть их фамилии, полагая, что иначе они еще больше навредят своим мужьям), — мы тоже считаем, что наркоторговля — это зло и со злом необходимо бороться. Но ведь посмотрите, кого они посадили. Они посадили водителей, таксистов и автомехаников,простых людей, а настоящие наркобароны остаются на свободе.

— Чтобы определить вес наркотического вещества, следовало, наверное, выпарить из смеси содержимое ромашки и крапивы, но ведь этого не сделали, — говорит другая женщина. — Мы неоднократно просили провести еще одну, независимую экспертизу, но нам неизменно отказывали в нашей просьбе. В итоге можно сказать, что люди на долгие годы лишились свободы за ромашку и крапиву. Все наши мужья были уверены, что не совершают ничего противозаконного. Ведь у них были официальные результаты питерской экспертизы. А в итоге в общей сложности наши мужья получили 400 лет тюрьмы.

— Практически у всех осужденных остались несовершеннолетние дети и родители-пенсионеры. Без кормильцев остались 40 детей и 28 матерей, — плачет мать еще одного осужденного. — У Корнеева, например, детей двое, девочке меньше 2 лет, сыну 3 месяца, детям Щепетова 6 лет и 2,5 года, а Кирсанова и Щепетову посадили на 13 и 12 лет, ребенок будет расти без обоих родителей. Матери Васильева до последнего старались не говорить о том, что произошло, – она после инсульта, говорили, что ее сын в командировке. Мы понимаем, что за преступление нужно отвечать, но неужели наказание должно было быть таким суровым?

Похоже, что даже прокуратура отчасти разделяла эту точку зрения. Во всяком случае, после вступления в силу приговора городского суда прокурор, поменяв свои первоначальные требования, неожиданно попросил изменить семерым осужденным реальный срок на условный.

И вот на прошлой неделе завершилось рассмотрение апелляционной жалобы в Верховном суде РК. Большинство адвокатов склонялись к тому, что суд согласиться с требованием прокуратуры и, тем водителям, которые были осуждены за один эпизод, назначит условное наказание. В своем последнем слове осужденные просили о снисхождении, напоминали, что у них остались несовершеннолетние дети, один из осужденных объяснял, что он вообще никогда не торговал смесями, а лишь употреблял их. И лишь Кирсанов не просил за себя.

— Ваша честь, — обратился он к судье Катанандову, — я прошу у вас снисхождения в отношении моей жены. Наш сын остался без отца и матери. Вернув ее на волю, вы спасете нашего сына. И, может, она сможет встретить другого мужчину, создать новую семью и нормально воспитать нашего ребенка.

Судья удалился на совещание и в семь часов вечера вновь собрал всех дабы объявить приговор. Он действительно заменил двум осужденным реальное наказание на условное – одному продавцу и подвозившему его водителю. Все остальные приговоры Верховный суд оставил без изменения.

P.S. И вот что еще многим участникам этого процесса казалось странным. Человек по фамилии Горячев, тот, который заказал самую первую экспертизу и с подачи которого люди вроде бы и ввязались в это гиблое предприятие, не фигурировал в деле вовсе. Им странным образом не интересовалось следствие, суд он тоже не интересовал. Ходатайство об установлении его личности было отклонено. Почему? Об этом мы можем только догадываться.

Срочные новости в нашем Telegram