Столица

Проехались на многострадальной маршрутке № 29 и посмотрели, как ее отсутствие отражается на жителях «карельской Рублевки»

Администрация Петрозаводска готовит расторжение договора с перевозчиком, работающим на 29-м маршруте, в одностороннем порядке. Раньше и. о. мэра карельской столицы Ирина Мирошник назвала 29-й самым проблемным маршрутом в городе. Мы  решили сами съездить в поселок Сулажгорского кирпичного завода и узнать, как долго приходится стоять на остановках и на каких автобусах ездят пассажиры. 

10:00 — выходим на остановку у Центрального рынка. Нам везет. Через 10 минут показывается маршрутка — старый заляпанный грязью автобус. Пассажиров немного, есть даже свободные сидячие места — час пик миновал. Путь до СКЗ неблизкий, смотреть в окно скучно, и взгляд невольно акцентируется на особенностях салона: тряпки под креслом, разрисованные стены, заклеенные скотчем сиденья.

«На выборы не пойду!»

Дороги свободны, и ровно через полчаса мы выходим на центральной остановке поселка. В паре десятков метров о нее — продовольственный магазин. Продавец Валентина настроена решительно. Вопрос о транспорте вызывает у нее реакцию, на первый взгляд не связанную с темой разговора: «На следующие выборы не пойду! Выбираем-выбираем, а все без толку!» Валентина хоть и работает в своем поселке, о проблемах 29-го информирована прекрасно. В ожидании автобуса, который в январе мог задержаться на час или два, в ее магазине находили крышу над головой, тепло и сочувствующего собеседника десятки людей. Здесь же можно найти расписание маршруток.

— За зиму точно половина поселка каждый день у меня бывала, прибегают, чтобы греться, пока автобус ждут. — говорит  Валентина. — Особенно плохо стало, когда эта компания взялась обслуживать наш маршрут.

Кстати, «крыша над головой» — это не фигура речи. Найти зимой остановку в поселке — не так-то просто. Лишь приглядевшись, можно увидеть небольшие площадки, где снег утоптан чуть сильнее, чем в других местах. Ни навеса, ни скамеек, ни каких-то опознавательных знаков здесь нет.

— У меня вторая группа инвалидности и профзаболевание, — рассказывает Галина Архипова. — И чтобы купить пачку таблеток, я стою по 2-3 часа на остановке без крыши. Снег, дождь — все равно! Дети стоят, пожилые люди. А куда денешься, если у нас ничего нет. Медпункт работает три раза в неделю, но там только прием врача. А за лечением и лекарствами езжайте в город!

Катастрофа на «карельской Рублевке»

СКЗ — пример того, насколько просто устроить экономическую и социальную катастрофу в одном районе города. Для этого не требуется больших усилий — нужно всего-навсего лишить его транспорта. В районе Сулажгорского кирпичного завода проживают полторы тысячи человек. Почти все они работают или учатся в Петрозаводске, до которого не меньше 10 километров. Читающие местную прессу помнят, что в самые сильные январские морозы на 29-м маршруте работал всего один автобус.  После крупного скандала с участием администрации Петрозаводска, депутатов Петросовета и жителей СКЗ компания-перевозчик сообщила, что вывела на линию 10 машин. Но у жителей Кирпичного своя арифметика.

— Вчера было 4 автобуса, — утверждает Лариса Карманова. — Это сами водители сказали, когда люди стали возмущаться, что снова приходится стоять по часу.

29-й маршрут — один из самых длинных в Петрозаводске. Он начинается на железнодорожной станции Томицы и заканчивается на улице Кемской. Таким образом, только в одну сторону автобусу надо проделать путь, длиной в 24,5 километра, а потом вернуться обратно, по пути преодолеть несколько пробок и сделать 33 остановки. Как не опоздать на работу из этого района, если на маршруте всего 4 автобуса? Ответ очевиден — никак!

Какому работодателю нужен сотрудник, который не знает, приедет ли он завтра на работу вовремя, да и вообще приедет ли? Ответ снова очевиден. Люди, от которых зависит руководство предприятиями, в кризисных условиях предъявляют к сотрудникам повышенные требования. И их можно понять. По словам местных жителей, первый автобус фактически появляется на остановке в  в 7.45 — 7.50. Даже если аккуратный человек приходит вовремя и садится в автобус, то он все равно опаздывает — не все учреждения работают с 9.00. Кстати, автобус вовсе не обязательно отправится без пятнадцати восемь. Его водитель может позволить себе опоздать, ссылаясь на тысячи причин. Ситуацией немедленно воспользовались городские таксисты.

— Таксисты уже говорят, что наш Кирпичный — это «карельская Рублевка»,  - рассказывает Нина Лебедева. — Здесь, похоже, живут самые обеспеченные люди, потому что все на такси ездят. Платим — как повезет, от  160 до 400 рублей за поездку. Многие службы поднимают цены, зная, что нам деться некуда.

Ближайшая школа, куда ездят учиться дети из поселка, находится в районе улицы Мурманской. И если в семье нет машины, то на образовании ребенка можно поставить большой знак вопроса. О дополнительных знаниях тоже можно забыть. От секций и кружков приходится отказываться, потому что нет гарантии, что после вечернего занятия ребенок хоть на чем-нибудь сможет уехать домой. Нина Лебедева много лет трудилась волонтером в детском доме на Ключевой. Но и ей пришлось расстаться с общественной деятельностью:

— Полтора часа на дорогу в один конец — это только время в пути. Но к нему надо прибавить еще время ожидания на остановке, а это зачастую те же полтора часа. Прибавьте к этому такой же обратный путь, и получится, что так ездить просто нереально!

Конечно, есть пенсионеры, которые никуда не ходят и не ездят ежедневно. Но и им нужны аптеки, госуслуги и магазины, которые есть только в Петрозаводске. Сворачивается в поселке и социальная жизнь. Жители сейчас обеспокоены разговорами о возможном закрытии Дома культуры. Заведующая  - она же единственный сотрудник, библиотекарь и организатор всех мероприятий — точно так же стоит на остановках по два часа, пытаясь добраться на работу из Петрозаводска.

«Какое расписание?»

Александр Готовцев прожил в поселке Сулажгорского кирпичного завода 42 года. Сейчас мечтает продать свою «двушку» и, потеряв в деньгах и площади, купить маленькую однокомнатную квартиру в городе. А пока также мерзнет на остановках и тратит большие для пенсионера деньги на такси.

— Когда была встреча с депутатами, всем выдали расписание. Но они даже по нему не ездят! И водители говорят, что они этого расписания в глаза не видели. Спрашиваю: «Вы по расписанию?» А они: «Какое расписание?» Многие не доезжают  до конечной остановки — станция Томицы, разворачиваются раньше и едут обратно. И люди там, в Томицах, не всегда могут дождаться автобуса.

Жители поселка не требуют невозможного. Они понимают, что их район значительно удален от города, да и людей здесь живет не слишком много. Никто не настаивает даже на обещанных перевозчиком во время встречи с депутатами 15 автобусах. И бог с ним, с 15-минутными перерывами между маршрутками! Так уж и быть, установите полчаса, но соблюдайте расписание, которое сами же составили! Кстати, по какому графику автобусы ездят сейчас, не знает никто. Во время встречи жителей поселка с чиновниками администрации, депутатами Петросовета и представителями компании-перевозчика всем был выдан один вариант графика. Спустя несколько дней на центральной остановке поселка появился другой. И оба не соблюдаются.

— Вот пошла речь о 15 автобусах. А нам не надо 15 автобусов — здесь народу столько нет! Пусть будет 8 или 10.  Утром  - больше, днем  - меньше. Но если в расписании сказано, что рейс, допустим, в 7:30, то человек, выходя на остановку должен быть уверен, что он уедет!  - считает Алексей Востряков. — И над самим маршрутом надо подумать: может, сделать его короче, чтобы автобусы быстрее возвращались, или по городу пустить по другому пути — транспортная схема должна быть продуманной.

На ожидание автобуса из поселка в город у нас уходит 30 минут. Маршрутка на этот раз относительно новая и даже чистая. То есть в принципе это возможно: и более-менее человеческий интервал, и автобусы, не вызывающие сомнений в том, что они смогут доехать до конечного пункта.

Невозможное возможно

За  работу маршрута  № 29  отвечает не только администрация города, но и транспортное предприятие, которое заключило соглашение с мэрией. Называется оно ООО «АТП № 4 Тосноавто» и зарегистрировано в Ленинградской области. На карельском транспортном рынке перевозчик появился в августе 2012 года — через несколько месяцев после того, как главой республики стал Александр Худилайнен. Тогда компания приняла участие в конкурсе на пассажирские перевозки и выиграла право обслуживать 4 маршрута. Вопросы у горожан и администрации  к этому перевозчику были всегда. Но контракт, заключенный  с петрозаводской мэрией, представляет собой чудо юридической мысли. Для того, чтобы он был расторгнут, «Тосноавто» надо допустить труднодостижимую совокупность ошибок и нарушений. В 2014 году мэрия уже пыталась расторгнуть соглашение с «Тосноавто», но проиграла суд. Однако сейчас невозможное сделано!

— Очень сложно было отрегулировать этот вопрос, потому что контракт, заключенный в 2013 году, настолько лоялен к перевозчику, что нужно добиться совпадения очень многих факторов, — рассказывает и. о. мэра Петрозаводска Ирина Мирошник. — Это и техническое состояние автобусов,  и нарушение интервалов — такого рода претензий должно быть накоплено много. Но сейчас эти факторы совпали, и администрация имеет основания для расторжения договора в одностороннем порядке.

Правда, жители СКЗ не торопятся радоваться. Расторгнуть договор с перевозчиком процессуально непросто, но возможно. А насколько реально найти компанию, которая возьмется обслуживать отдаленный район по городским тарифам? Каким будет следующий контракт, ведь известно, что перевозки — это бизнес, а любой бизнес руководствуется соображениями выгоды.

Впрочем, легко предсказать, когда в поселок кирпичного  завода отправятся  автобусы, следующие друг за другом с интервалом в те самые 15 минут. А заодно когда там что-нибудь покрасят, отремонтируют, и — кто знает — может быть, даже обустроят остановки. Перед предстоящими выборами! Но жители поселка понимают: в этом случае  автобусы будут ненадолго, что повесят — то снимут, что починят — снова сломают. А на свежей краске появится столь знакомое всем  слово.

P.S. В сводке ЕДДС Петрозаводска за выходные вновь фигурируют жалобы на 29-й маршрут — с  09:15 до 10:40 на остановке «Авторемзавод» (пр. Первомайский, д. 78) не было автобусов маршрута № 29 (ООО «АТП № 4 Тосноавто») в сторону района Сулажгорский кирпичный завод. Похоже, маршрутчиков жизнь ничему не учит. 

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram