Столица

«На вас места нет!» Две реальные и жуткие истории людей, живущих в разваливающихся бараках, так и не попавших в программу расселения

В Петрозаводске вот-вот станет на 66 аварийных домов меньше. Именно столько необходимо расселить по программе, рассчитанной на 2014—2017 годы, а до ее окончания осталось всего пять месяцев. Но своей очереди ждут еще больше ста «авариек» — те, что были признаны непригодными для жилья после 2012-го. Об их шансах на расселение  - на примерах двух историй. Сразу оговоримся: беседуя со второй героиней, мы выяснили вопиющий факт — чтобы ей предоставить новое жилье, мэрии требуется примерно 400-500 тысяч рублей. Однако в администрации решение суда так и не выполнили, за что чиновников оштрафовали больше чем на 9 миллионов рублей! 

«Или ждите, или судитесь!..»

О проблемах жильцов дома № 44 на Октябрьском проспекте мы уже рассказывали. Два года назад страшный пожар полностью уничтожил один подъезд старого деревянного здания. После этого дом пришлось признать аварийным, но его жильцам от этого легче не стало. По словам сотрудников мэрии, расселить их смогут не раньше 2021 года. А пока люди, оставшиеся без квартир, живут где придется. Лена и Настя в ночь пожара потеряли маму. Два года сестры живут у родных и знакомых.

— Мы куда только не обращались! Естественно, в мэрию, в совет по правам человека, когда у нас было выездное заседание, в прокуратуру,  - рассказывает Елена Судавная. — И, как поняли из ответов, у нас есть только два варианта — ждать расселения или подавать в суд.

Жильцы второго, уцелевшего, подъезда говорят, что хотя огонь их квартиры и не тронул, жить в большинстве из них невозможно. После пожара половина дома стоит практически без крыши, а водоснабжение идет через чердак. Этой зимой во время сильных морозов трубы полопались, и вода хлынула в квартиры сначала второго, а потом и первого этажа. В квартире Веры Стириной тогда из-за короткого замыкания полностью сгорела проводка. У девушки сейчас нет денег на ремонт, поэтому приходится жить у родственников.

— Проблема еще в том, что управляющая компания — на момент пожара это была УК «Онего», а сейчас «ПетроГИЦ» — даже минимального ремонта не хочет делать, — говорит Вера. — Окна в сгоревшем подъезде мы заколачивали за свой счет. Мы просили хотя бы залатать крышу, но они сослались на  отсутствие денег, хотя мы регулярно оплачиваем коммунальные услуги.

Платят жильцы не только коммуналку. После пожара, уже после признания дома аварийным, они исправно получали квитанции из Фонда капитального ремонта. Платежки перестали приходить только после нескольких звонков возмущенных горожан. А весь прошлый год исправно оплачивали ОДН — по 2800 рублей в месяц. Кстати, жильцы считают, что общедомовой счетчик установлен незаконно — ведь коммунальщики не спросили их согласия. Но самое обидное, считают жители злополучного дома, это то, что все инстанции рассматривают их наравне с другими аварийными домами, не сгоревшими, где хотя бы можно жить.

— 129 домов, которые признаны аварийными, не попали в действующую программу расселения. Сейчас наш дом стоит в очереди 40-м. Но если в сентябре программу будут продлевать, то все они окажутся перед нами, и на сколько лет растянется это расселение, никто не знает — расстраивается Ольга Павлова. — Мы писали заявление на маневренный фонд, пришел ответ, что как только освободится, мы предоставим вам по 6 метров на человека, нам с мужем полагается 12, сосед прописан один — ему 6 метров. Как это будет выглядеть и когда случится, я не знаю. С момента пожара прошло больше двух лет, вокруг дома расселяют, сносят, делают ремонт, и только у нас ничего не происходит вообще – стоим такие «красивые», никому не нужны!

Чтобы ускорить собственное расселение, Вера и Ольга решились на судебный процесс — по совету чиновников из администрации. Первые заседания назначены на конец марта. А недавно во дворе сгоревшего дома появился человек, предстваивишийся сотрудником «Службы единого заказчика». Он предложил снести сгоревшую часть дома, а оставшийся подъезд отремонтировать. Девушки отказались.

«Жалуйтесь куда угодно!..»

Петрозаводчанка Альбина Коршакова уже выиграла суд  у городской администрации. Она потребовала у мэрии предоставить вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма. Суд иск удовлетворил. Это было летом прошлого года, а в  начале июля служба судебных приставов начала исполнительное производство. Тогда на руках у Альбины Николаевны было целых два документа — решение городского суда Петрозаводска, обязывающее мэрию предоставить женщине благоустроенное жилье вне очереди, и постановление об исполнительном производстве, в котором говорится, что сделать это администрация должна в течение пяти дней. Впрочем, вскоре выяснилось, что о внеочередности речи нет — все петрозаводчане, выигравшие суды, оказываются в общей очереди. Альбина Коршакова значилась в ней под номером 157.

— Очередь моя была 157, а стала 126. За это время ни разу никакого жилья мне не предложили, — обижается Альбина Николаевна. — И сотрудники мэрии, и судебные приставы говорят: «Можете жаловаться куда угодно, все равно все жалобы вернутся к нам!» Я пыталась получить какое-то жилье в маневренном фонде, заявление написала еще 2 августа прошлого года. За это время туда переселились люди, обращавшиеся значительно позже. А мне отвечают: «На вас одну пока места нет!» По закону на человека в маневренном фонде положено шесть метров, и найти жилье такой площади, оказывается, невозможно. А на расселение чиновники советовали и не надеяться, по их словам, даже если будет новая программа, наш дом в нее все равно не попадет, потому что признан аварийным только в 2016 году. Я предлагала в мэрии: «Поживите недельку сами в таких условиях!»

Об условиях, в которых живут Альбина Коршакова и ее соседи, лучше скажут результаты экспертизы, которую жители дома № 59 на улице Ломоносова провели еще в 2015 году. В заключении экспертов отражено все: провалы пола, перекосы потолка и стен, отсутствие чернового пола и сгнившие доски. Выводы: стены дома — в недопустимом состоянии, фундаменты, чердак, полы и несущие балки — в аварийном. Дом — 54-летняя постройка — типовое для начала 60-х временное жилье. Строилось на четверть века, поэтому ни в прочность самого здания, ни в его комфорт никто не вкладывался. На момент экспертизы здание было в худшем состоянии, чем многие дома, признанные аварийными. Приглашенные печники отказались ремонтировать полуразрушенные печи — побоялись, сказали, что если тронуть печную конструкцию, то рухнут перекрытия. Точно так же не стали даже браться за ремонт проводки электрики из управляющей компании. Позже экспертиза подтвердит: аварийность проводки составляет 75-80%. Несмотря на это, в каждой комнате у жильцов дома стоит электрический обогреватель —  зимой без него не обойтись.

— Всю зиму ходила по дому в сапогах, — рассказывает Альбина Николаевна. — Пол промерзает, потому что под ним уже много лет стоит вода. А на первом этаже нашего дома я осталась одна, остальные разъехались, кто куда смог. Так одна его и отапливаю, но  этого явно недостаточно.

За время, прошедшее со времени экспертизы, дом ни крепче, ни моложе не стал. Не прибавилось здоровья и у Альбины Николаевны, инвалида второй группы по заболеванию опорно-двигательной системы.

— Я не могу сама принести себе воды — приходится платить тому, кто это сделает. За каждое принесенное и унесенное ведро — в доме нет ни  водопровода, ни канализации, — рассказывает Альбина Николаевна. — Чтобы заготовить дрова, тоже надо заплатить 6-7 тысяч. Но будет ли от них толк — дымоход окончательно развалился, стоит затопить печь, как весь дым оказывается у меня в квартире. Я не знаю, как оставаться здесь на следующую зиму. Я же не прошу многого. У меня комната небольшая — пусть будет такая же, пусть полублагоустроенная, но с холодной  водой и отоплением. Почему сносят дома с водопроводами, а нас — нет?

В поисках поддержки Альбина Николаевна обратилась к уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой. Недавно из аппарата омбудсмена пришел ответ: «В администрацию Петрозаводского городского округа направлен запрос. О результатах будет сообщено дополнительно». Есть у Альбины Николаевны еще один интересный документ — ответ из службы судебных приставов:

«С начала 2016 года за неисполнение требований исполнительных документов о предоставлении гражданам жилых помещений в отношении Администрации возбуждено 212 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.17 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых должник оштрафован на 9 280 000 рублей».

Жилье, которое администрация должна предоставить Альбине Коршаковой, обошлось бы в 400-500 тысяч рублей.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram