Столица

«Вы не представляете, сколько детей до сих пор не записаны ни в одну школу!» Подробности суда, который мог отменить зачисление в первые классы 48-й школы

«Вы из тех, кто попал, или из тех, кто — нет?» — зрители, которые пришли на процесс по делу 48-й школы, повторяли эту фразу вместо приветствия. Даже человек, который в судах бывает нечасто, представляет, какого накала порой может достигать противостояние сторон. Но на этот раз сторонники истицы и ее оппоненты общались максимально корректно, хотя им было что делить: из почти 200 желающих записать своих детей в первые классы 48-й школы смогли лишь 120. 

Среди тех, кто не попал в их число, петрозаводчанка Ирина Улькина. Именно она подала иск против 48-й школы с требованием отменить результаты набора детей в первые классы. Как стало известно ранее карельским СМИ, в день записи в первые классы у школы появились нанятые родителями охранники, которые пропускали в школу только тех, кто записался в очередь заранее и мог предъявить соответствующий номерок, игнорируя при этом живую очередь из числа родителей, пришедших в день приема. У Ирины номерка не оказалось, и она не смогла записать дочку в первый класс. Беседовать с журналистами Ирина отказалась. Зато с прессой охотно общались другие родители, которые тоже не смогли отдать детей в 48-ю школу.

Вас не стояло!..

Светлана Кораблева пришла задолго до начала заседания. Если  суд примет сторону истицы, то и у Светланы появится шанс устроить ребенка в школу рядом с домом. «Вы не представляете, сколько детей на Перевалке до сих пор не записаны ни в одну из школ!» — расстраивается она. О списках, по которым составлялась очередь, Светлана узнала случайно.

— В начале сентября была запись в «Малышкину школу». Но мы решили, что не будем отдавать туда ребенка — он уже умеет читать и считать, активный, позитивный, многим интересуется. И только потом узнали, что в первый же день работы «Малышкиной школы» уже составлялись вот эти списки, и те, кто в них попал, оказались первыми в очереди. Мы изначально не рассчитывали на другие школы, живем рядом с 48-й, старший ребенок там учится. Уже потом, понимая, что не попадаем, обратились в соседнюю 11-ю школу. Но оказалось, что там два класса уже набраны и дополнительные открываться не будут.

Родителей, чьи дети пока не попали в первые классы, несколько обнадежила информация о том, что в 20-й школе, возможно, откроется еще один класс. Но Светлану такой вариант не устраивает — 20-я школа далеко от дома. А кроме того, в этом случае ее первоклашке придется дважды в день переходить улицу Чапаева — самую аварийную магистраль в городе.

Анна Леонтьева тоже живет рядом  -  дом прямо на школу смотрит. И хотя ей удалось записать ребенка в первый класс, считает сложившуюся ситуацию безвыходной. По ее мнению, решить проблему может не суд, а строительство новых школ. Только это избавит родителей от ночных очередей, номерков и списков.

— Да, мы действительно создали списки детей, ходивших в «Малышкину школу», и на их основе сформировали очередь и раздали номерки. Это не инициатива школы, нам, родителям, было важно понимать, в каком порядке мы пойдем записывать детей. Но в первые классы попали не все даже из этих списков, потому что на 120 мест оказалось 40 льготников. Мы действительно нанимали охрану, просто для того, чтобы в день записи в очереди не было драк и беспорядков. Если Ирина Улькина выиграет, то придется бежать в школу и записываться снова. Встречный процесс затевать я не стану — слишком много детей не попали в первые классы, и я не знаю, как можно разрешить этот конфликт.

Закрытое заседание

«Давно у нас не было так много журналистов!» — отмечает судья Наталья Малова. И действительно,  маленький судебный зал едва вместил представителей всех изданий и телекомпаний Петрозаводска, а также съемочные группы Пятого канала и телекомпании «МИР».

Юристы, представляющие сторону истца, сразу ходатайствуют о рассмотрении дела в закрытом режиме — в ходе процесса может быть обнародована информация о частной жизни истицы и  факты, касающиеся ее несовершеннолетней дочери. Суд с этими доводами соглашается. Зрителям и журналистам приходится покинуть зал. И в судебном коридоре начинается параллельное расследование — действительно ли в день записи в первые классы в школе работала нанятая родителями охрана и могла ли она не пустить Ирину Улькину и других родителей без номерков.

Было — не было

Елена Хоменичева возмущена: если суд примет сторону истицы, 80 детей останутся на улице. А главное — женщина не верит, что в день записи кого-то не могли не пустить в школу.

— Охрана нанималась в последний момент — кто-то в очереди стал всех пугать, что приедет какая-то диаспора и нас всех разметелят, чтобы записать в школу своих детей. Мы к тому времени уже насмотрелись репортажей о том, какими потасовками заканчивалась в некоторых городах запись в первые классы: побитые папы лежат в больницах с синяками. И, конечно, мы не хотели, чтобы с нашими  мужьями поступили так же. Никакая диаспора в итоге не приехала, охрана просто стояла и следила за порядком. Я вообще не верю, что истицу не пускали в школу, на это просто никто не имел права. Почему она не смогла  записать ребенка, я не знаю. Мы стремились попасть в эту школу, дочка  готовилась, занималась, я ходила заранее, все узнавала и стояла в очередях. Лично я охраной не занималась, мы просто собрали деньги, Помню только, что у директора спрашивали, есть ли кому охранять, и она ответила, что через дорогу нас есть фирма «Кордон».

А вот Артем Матвеев уверен: не «Кордон», а совсем другое предприятие обеспечивало дополнительную охрану школы по соглашению с родительским активом:

— Была компания «Русь», их пригласили родители. «Кордон» — от школы, а они от родителей. Они  не то чтобы не пускали, а сначала пускали тех, кто в списках. А потом только всех остальных.

«Защищать вас от вас!»

Дмитрий Екимов оказался на судебном процессе в качестве свидетеля со стороны истицы. Он тоже не смог записать сына в первый класс 48-й школы. Ни о каких номерах и предварительной очереди Дмитрий не слышал, только читал объявление о том, что запись в первые классы начнется 16 декабря в 9:00. Пришел на час раньше, и оказалось, что перед ним уже не меньше 50 человек.

— Я спросил, кто последний, и услышал встречный вопрос: «А какой у вас номерок?» Честно ответил, что никакого, и мне посоветовали занять место в конце очереди. Потом приходили люди с номерками, например 8 или 35, и становились передо мной. На входе в школу стояли охрана и человек со списком, по которому людей пускали в школу, а потом уже всех остальных. Пройти не по списку было, наверное, нереально. Пробовать я не стал. А когда мы спросили у охранников, кто они и кто их нанял, они ответили, что их наняли родители. Мы спросили, зачем. Они сказали: «Защищать вас от вас же!»

Будет продолжено...

Дмитрий оказался, пожалуй единственным, кто спокойно ожидал решения судьи.

— Понимаете, я пришел сюда как свидетель, но не для того, чтобы попасть в 48-ю школу, а затем, чтобы привлечь внимание к проблеме школ, которая возникла в Петрозаводске!

Спустя два часа прозвучал вердикт судьи: иск оставить без удовлетворения! Как сказал представитель Ирины Улькиной Александр Бордаченко, их сторона обязательно подаст апелляцию.

— Мы уверены в своей позиции, — добавил юрист, — И считаем, что наших доказательств было достаточно для отмены результатов записи в первые классы 48-й школы.

Фото истицы Ирины Улькиной — «Столица на Онего»

Срочные новости в нашем Telegram