Столица

Хеппи-энда пока не получилось: преподавателя ПетрГУ, в поддержку которой собрали больше тысячи подписей, восстановили на работе после суда, а потом снова уволили

Многие помнят две достаточно громкие истории увольнения преподавателей Петрозаводского университета, о которых мы писали минувшим летом. Тогда под петицией в поддержку преподавателя филфака ПетрГУ Вячеслава Яковлева поставили подписи более 1300 студентов и выпускников университета. Вскоре стало известно, что один из лучших преподавателей  по-прежнему будет читать лекции студентам. А буквально через несколько дней стало известно об увольнении доцента кафедры отечественной истории Елены Диановой. О том, что контракт с ней продлеваться не будет, Елена Васильевна узнала во время лекции. Преподавателю стало плохо, и студенты были вынуждены вызвать ей скорую помощь. Эта история получила интересное продолжение. 

23 сентября 2016 года Петрозаводский городской суд признал увольнение Елены Диановой незаконным. Юристы ПетрГУ направили в Верховный суд РК апелляцию, но она была отклонена, и вынесенное Петрозаводским городским судом решение было признано полностью законным. Казалось бы, хеппи-энд! Но сейчас в городском суде идет новый процесс — по поводу выяснения законности второго (да-да, именно второго) увольнения Елены Диановой.

О том, что произошло за эти несколько месяцев, нам рассказала дочь Елены Васильевны Ксения Дианова.

Сразу после восстановления в качестве доцента мама направила все необходимые документы в диссертационный совет СПбГУ и возобновила подготовку защиты докторской диссертации. Правда, руководство кафедры отечественной истории ПетрГУ не спешило возвращать маме её нагрузку в виде авторских курсов, которые распределили между другими преподавателями. Таким образом, рабочий день доцента представлял собой обыкновенное «дежурство» на кафедре без каких-либо поручений – другими словами, конкретной пользы вузу она не приносила.

Когда была назначена дата предзащиты диссертации, руководство отказалось дать маме однодневную командировку, мотивируя это тем, что ее поездка на предзащиту не представляет интереса для ПетрГУ. Тогда мама попросила отпуск за свой счёт, который был разрешен директором Института ИПИСН С.Г. Веригиным и начальником отдела кадров М.А. Соколовой.

Однако за пару часов до отправления поезда маме позвонили и сказали, что ее заявление не получило положительной визы у высшего руководства и она не имеет права куда-либо выезжать. К слову, никакой работой со стороны работодателя она так и не была обеспечена. Понимая всю ответственность своего потенциального проступка, но в то же время уровень важности грядущего мероприятия, мама всё же поехала на предзащиту (к слову сказать, её научным руководителем является Т.М. Китанина – заслуженный учёный с мировым именем, ведущий историк страны, и подводить её было бы по меньшей степени неуважением, равно как и всё ученое сообщество СПбГУ, которое специально готовило эту предзащиту).

Разумеется, вопреки предоставленной и подкрепленной документами из СПбГУ объяснительной записке это «грубейшее нарушение порядка» стало поводом к увольнению. Проверив всю судебную практику, я могу с уверенностью утверждать, что впервые в истории Российской Федерации, да и, пожалуй, в истории отечественного высшего образования человек был уволен за поездку на предзащиту докторской диссертации!

В условиях, когда в ПетрГУ в своё время был закрыт собственный диссертационный совет по истории как раз по причине нехватки докторов наук. В настоящее время в вузе всего пять докторов исторических наук (С.Г. Веригин, А.В. Антощенко, М.И. Шумилов, А.М. Пашков и Ю.М. Килин) – видимо, в

отличие от руководства страны, администрация университета считает, что наращивать научный потенциал излишне.

Учёное сообщество Санкт-Петербурга после новости о таком инциденте до сих пор находится, мягко скажем, в шоковом состоянии. Отдельные сотрудники Санкт-Петербургского института истории РАН даже инициировали сбор подписей в защиту моей мамы, поскольку такого отношения к учёным не было даже в самые суровые времена в истории нашего государства!

Однако, пользуясь гласностью и открытостью прессы, я бы очень хотела с помощью этой публикации привлечь внимание министра образования РФ О.Ю. Васильевой к кадровой политике ПетрГУ. Не могу умолчать еще об одном замечательном факте: несмотря на увольнение, которое состоялось ещё в октябре 2016 года, администрация ПетрГУ не упустила возможности включить в отчёт по программе стратегического развития университета статьи и монографию Е.В. Диановой, которые были выпущены уже после официального увольнения.

В ходе судебного заседания выяснялось, что непосредственным поводом к отказу в отпуске за свой счёт для поездки на предзащиту стала отрицательная виза заместителя заведующего кафедрой, не имеющей ни научной степени, ни научного звания и, по всей видимости, никого представления о значимости научных исследований, поскольку, с её слов, научная работа моей мамы – это её личные проблемы и к университету отношения не имеет.

В городском суде сейчас идут несколько подобных процессов.  Ещё одна сотрудница Института ИПИСН, уволенная в декабре, уже успела восстановиться на работе по решению суда.

Сегодня в городском суде Петрозаводска стартовал еще один судебный процесс, связанный с увольнением сотрудника вуза. Оспаривать свое увольнение начнет преподаватель Петрозаводского госуниверситета Глеб Яровой. Он связывает решение руководства университета со своей общественной деятельностью. Весной 2016 года Яровой на волонтерских началах возглавил региональное отделение движения в защиту прав избирателей «Голос», после чего был неформально предупрежден о том, что это станет проблемой для продолжения работы в университете.

Срочные новости в нашем Telegram