Архив

«Что мужчина делал в женском туалете? Да ему по физиономии надо было дать!» Члены СПЧ возмущены действиями сотрудника колонии в отношении Светланы Чечиль

Очень большое внимание члены Совета по правам человека при Президенте РФ уделили уголовно-исполнительной системе Карелии. Возможно, потому, что именно эту систему от них пытались как можно тщательнее закрыть. Как известно, руководство УФСИН Карелии не допустило представителей совета ни до одного исправительного учреждения Карелии. Даже на круглый стол по теме соблюдения прав заключенных от них никто не пришел.

— К сожалению, должен констатировать, что для работы уголовно-исполнительной системы Карелии характерны применение пыток, жестокое унижающее обращение, использование режима отбычи наказания для достижения целей, не совместимых с целями наказания, реализация противоправных наклонностей отдельных сотрудников уголовно-исполнительной системы и создание обстановки мнимого благополучия в учреждениях УИС, — озвучил свои впечатления член СПЧ, известный правозащитник Андрей Бабушкин. Он беседовал с адвокатами и бывшими заключенными, а также знакомился с материалами прокуратуры, из которых следовало, что наказать сидельца могут за любую глупость: за то, что попросил чистые носки в баню, или за то, что молился в то время, которое было отведено для написания писем.

Но вершиной всего, по наблюдениям Бабушкина, в Карелии являются правила внутреннего распорядка, утвержденные начальником колонии № 7 майором Коссиевым для лиц, находящихся в запираемых помещениях. По этим правилам, говорит правозащитник, человек должен ходить в туалет один раз в день, тратить на туалет и умывание 5 минут и ни в коем случае не заниматься физическими упражнениями, а нарушение этих правил является основанием для назначения ему водворения в штрафной изолятор.

— И это были не пустые слова, — отметил Андрей Бабушкин. – Когда осужденный по фамилии Кузнецов на несколько минут снял с себя куртку и начал отжиматься от пола, находясь в штрафном изоляторе, бдительные сотрудники колонии составили на него рапорт, и ему было объявлено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток.

Отметил Бабушкин и целую коллекцию жалоб карельских заключенных на избиения.

— Одного осужденного подвешивали за ноги, другого били по голове и пробили ему череп, третьему сломали ребра, — перечислял правозащитник. Он отметил, что его просто поражают проверки, которые проводит по этим фактам Следственный комитет Карелии. Например, один из осужденных утверждает, что показал представительнице следствия список лиц, которые были свидетелями его избиения, и при этом очень просил не выдавать имена этих людей руководству колонии.

— Через несколько часов тот список оказался в руках сотрудников колонии, и люди подверглись репрессиям, — говорит Андрей Бабушкин.

В качестве рекомендаций, подготовленных для Следственного комитета РФ, Бабушкин указал необходимость возбуждения уголовных дел по каждому факту насилия над осужденными или нарушения их прав.

— Проверка этих заявлений возможна только следственным путем, — отметил правозащитник. – В рамках доследственной проверки невозможно установить, кто говорит правду, а кто фантазирует.

Но вот расследовать все эти факты, с точки зрения члена СПЧ, должны сотрудники центрального аппарата СУ СК России:

— Потому что, я боюсь, что местные следователи не имеют достаточной… Квалификация есть, знания есть, а вот воли, к сожалению, нет.

В списке многочисленных рекомендаций УФСИНу — не допускать наложение взысканий на осужденных по надуманным основаниям. Объясняя на итоговом заседании этот пункт

рекомендаций, Андрей Бабушкин рассказал присутствующим истории со взысканиями, наложенными на экс-главу администрации Прионежского района Светлану Чечиль, отбывающую наказание в колонии-поселении при ИК-9.

Напомним, что первое взыскание она получила за то, что угостила другую заключенную пирожком, а второе — за то, что, находясь в помещении женского туалета, при появлении в коридоре сотрудника УФСИН, как и положено, встала по стройке смирно, но не выкрикнула приветствие. Заглянув в туалет, уфсиновец поинтересовался, почему Светлана Всеволодовна с ним не поздоровалась (примечательно, что именно с этим сотрудником Чечиль в этот день уже не просто здоровалась, а довольно долго разговаривала), и попросил написать объяснительную, после чего ее наказали.

— Осужденная Чечиль является женщиной, а сотрудник колонии является мужчиной. И что мужчина делает в женском туалете, я не очень понимаю, — заметил председатель СПЧ Михаил Федотов. – В колонии есть сотрудницы-женщины.

— Надзор, конечно, должна была осуществлять женщина, — согласился Андрей Бабушкин, но тут же оговорился. – Если это был надзор, а не провокация.

На заседании присутствовал заместитель начальника УФСИН по Карелии Александр Никуленков. Выслушав (пришедших в откровенный ужас от выявленных в карельских колониях нарушений) членов СПЧ, страж порядка спокойным тоном сообщил, что да, кое-какие нарушения со стороны сотрудников УФСИН прокуратурой (а то и самим УФСИНом) выявляются, но в целом они добросовестно выполняют свои обязанности, и упрекнул членов СПЧ в том, что никто почему-то не говорит о противоправном поведении заключенных по отношению к сотрудникам исправительных учреждений (например, про то, как сидельцы предметами обихода и тарелками бросаются в дежурную смену и откровенно грубят, отказываясь выполнять законные требования администрации).

— Александр Александрович, — перебил пламенную речь представителя УФСИН Карелии Михаил Федотов. – Можно я все-таки задам вам несколько вопросов?

И председатель СПЧ вернулся к истории со Светланой Чечиль:

— Ну, вот этот факт, когда осужденная, находящаяся не в колонии строгого режима, а в колонии-поселении, женщина, находится в туалете, и заходит сотрудник этого учреждения, мужчина, и делает замечание, что она с ним не поздоровалась. Да ему по физиономии надо было дать за появление в женском туалете. Нет? Вы не согласны со мной?.. На мой взгляд, такого сотрудника надо наказывать. За то, что он в женский туалет заходит… Вы входили когда-нибудь в женский туалет? Нет? И я не входил! Или, может быть, он пол решил поменять?

— Если такой факт существует, то… — начал было подбирать слова для ответа Александр Никуленков.

— Он установлен документами, — перебил его Михаил Федотов.

Да знает прекрасно заместитель начальника УФСИН Карелии, что факт установлен. И суд был, где этот факт подробно рассматривался, и публикации в газетах и на интернет-сайтах были. Но такое ощущение, что до сотрудника управления только на этом заседании начало потихоньку доходить, насколько абсурдно наложенное на Чечиль взыскание. Впрочем, могло и показаться, что такой процесс пошел.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram