Что важнее: дорога в Лоухском районе или проспект Ленина в Петрозаводске?
Не так давно Галина Ширшина выступила с инициативой: половину средств Дорожного фонда Карелии надо тратить на ремонт петрозаводских дорог. Логика простая: транспортные налоги петрозаводских водителей составляют 50% Дорожного фонда, так почему же республиканская власть выделяет из него на ремонт столичных дорог лишь 10-15%? Если в 2013-м, выборном году Петрозаводску выделили 460 миллионов, дабы Николаю Левину было что показать избирателям, то в этом запланировано лишь двести. И тех не выбить. Май на дворе, а деньги так и не поступили. Не удивительно, что многие петрозаводчане со смешанными чувствами восприняли новость о том, что питерская фирма за 233 миллиона рублей отремонтирует дорогу в Лоухском районе Карелии. Когда в центре столицы яма на яме, радоваться за земляков из Пяозера не получается. Неужели дорога до Суоперя важнее проспекта Ленина и других петрозаводских улиц? Давайте попробуем разобраться.
Многосторонний автомобильный пункт пропуска на российско-финской границе Суоперя-Куусамо открылся осенью 2006 года. Предполагалось, что финны будут ездить к нам в национальный парк «Паанаярви», а мы к ним на горнолыжный курорт «Рука» и в резиденцию финского Санта-Клауса. Однако по-настоящему востребованным пункт пропуска не стал до сих пор. С одной стороны, им никто особо не занимался, не было нормальной дороги, даже электричество для российской таможни поставлял безвозмездно финский город Куусамо. С другой стороны, есть мнение, что потенциал этого МАПП просто переоценен (к слову, финское слово suoperä дословно означает «задняя часть болота»). Пункт пропуска Суоперя–Куусамо рассчитан на пропуск до 150 транспортных средств в сутки. Вот только где их взять? В 2014 году 9-11 мая финляндскую границу на карельском участке (МАПП Вяртсиля, Люття и Суоперя) пересекли почти 20 тысяч человек. Через Суоперя прошли всего… 122 машины. И это за праздничные дни, когда транспортный поток резко увеличивается!
Прошлым летом Евросоюз одобрил заявку Карелии на финансирование строительства дороги от пункта пропуска Суоперя до Пяозера. Это не означает, что карельский бюджет к проекту непричастен. Строительство пройдет на условиях софинансирования. Европейские партнеры выделили на ремонт дороги 140 миллионов рублей, столько же – правительство республики. Первая попытка не задалась. Выигравшая конкурс строительная организация потратила 20 миллионов рублей, но сорвала сроки ремонта и была «уволена». Сейчас вторая попытка. Как сообщило правительство, 233-миллионный государственный контракт на проведение ремонта автодороги Пяозеро-Суоперя будет заключен с питерской компанией «Ремстройкомплект». Фирма оказалась единственным участником аукциона. Ремонт рассчитывают завершить к ноябрю, если опять чего не приключится.
Также в этом году начнется реконструкция участка автомобильной дороги Кочкома – Тикша – Ледмозеро – Костомукша – госграница, км 35 – км 44. Сумма контракта, размещенного Дорожным фондом, – 671 миллион 795 тысяч рублей. Финансирование заказа осуществляется из бюджета Республики Карелия. 671 миллион на 10 километров трассы! Это больше чем в три раза запланированного на все дороги Петрозаводска. Если бы Дорожный фонд выделил столько карельской столице, осенью Петрозаводск было бы не узнать!
Разумеется, карельские дороги важны, особенно в приграничной зоне. Однако нужно уметь расставлять приоритеты и думать не только о геополитических интересах, но и учитывать чисто здравый смысл. Движение через пункт пропуска Суоперя минимальное, чего не скажешь про Петрозаводск. Столице Карелии нужен миллиард рублей в год для содержания городских дорог в хорошем состоянии. Почему же этот общеизвестный факт игнорируется Александром Худилайненом и карельским правительством? Почему Суоперя и Кочкома важнее для Дорожного фонда, чем Кукковка или проспект Ленина? Злые языки говорят, что дороги хорошо ремонтировать подальше, где надзор послабее. Тогда, дескать, открываются разные «интересные перспективы». В столице Карелии так ремонтировать не получится. Может быть, поэтому правительство не спешит выделять Петрозаводску из Дорожного фонда пусть и небольшую, но столь нужную сейчас сумму?
И Худилайнен, и Громов, и другие члены правительства ездят по петрозаводским дорогам. Пусть в хороших авто особо и не трясет, но они все равно все прекрасно видят. Наверное, потому так спешили с «косметическим» ремонтом перед приездом Владимира Путина – понимали, что по столичным дорогам ездить и небезопасно, и просто стыдно.
— Я против формулировок, что правительство оказало помощь Петрозаводску на дороги. Сделали это автовладельцы, которые платят налог, — сказала Галина Ширшина во время недавнего отчета перед горожанами. – Они сами оказали помощь, чтобы ездить по нормальным дорогам. На мой взгляд, сейчас распределение Дорожного фонда несправедливо. И мы будем ставить вопрос перед правительством и перед депутатами о том, чтобы 50% Дорожного фонда тратилось на Петрозаводск.
А что думаете вы?