Карельская ФСБ устраивает провокации против заместителя мэра Петрозаводска Евгении Сухоруковой?
Шокирующие подробности уголовных дел против «яблочной» команды сегодня рассказали члены федерального политического комитета «Яблоко», депутат карельского парламента Эмилия Слабунова и лидер карельских «яблочников» Василий Попов. С сентября прошлого возбуждено четыре уголовных дела против членов «яблочной» команды. С того времени одно уголовное дело рассыпалось, а второе шокирует тем, как упорно следователи пытаются обвинить невиновного человека.
Дела нет
Осенью прошлого года уголовное дело было возбуждено по незаконному выделению земельных участков в Прионежском районе. В октябре 2012 года по инициативе главы администрации Прионежского района Светланы Чечиль сессия районного Совета приняла решение о выделении земельных участков гражданам под ИЖС, дачное строительство, на другие нужды исключительно на основании торгов. Решение вступило в силу с 1 января 2013 года. Но заявления, поданные до 1 января, рассматривались в обычном порядке, без проведения аукциона. А таких заявлений было огромное количество.
Следственный комитет почему-то посчитал, что администрация не имела права выделять этим людям земли без аукциона, и возбудил уголовное дело. После этого администрация отказывала выдавать гражданам участки без аукциона. Тогда одна из заявительниц, подавшая заявление до 1 января, обратилась в суд. И суд обязал выделить ей участок. То есть суд постановил, что администрация района действовала до этого правильно. Казалось бы, можно закрывать уголовное дело. Но не тут то было. В течение 9 месяцев уголовное дело висело, хотя обсуждать уже было нечего. По информации Василия Попова, сейчас это уголовное дело прекращено.
— Новый глава администрации Прионежского района Лучин, некоторые руководители республики, включая губернатора, заявляли о том, что Чечиль выделяла землю некому кругу приближенных себе лиц, — рассказал Василий Попов. – Такого не оказалось! Земельные участки получило огромное количество жителей Петрозаводска и Прионежского района. Администрация совершала поступки, которые она не имела права не совершать! Но не могут же правоохранительные органы понимать очевидных вещей? Но если очень хочется, то можно и не понимать.
10 лет за подпись
Также Василий Попов подробно остановился на уголовном деле в отношении первого заместителя мэра Евгении Сухоруковой. Ей предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий (грозит до 10 лет тюрьмы), она находится под подпиской о невыезде и вдобавок у нее описали имущество. Напомним, по версии следствия, когда Евгения Сухорукова работала в прионежской мэрии в должности заместителя главы администрации, она якобы незаконно перевела особо ценные земли сельхозназначения под дачное строительство. Речь идет о землях около села Деревянное, которые принадлежали совхозу «Маяк».
Когда участок перевели под дачное строительство, у новых владельцев земли были грандиозные планы. Они планировали вложить более миллиарда рублей в строительство целого поселка «Ерошкина Сельга» и построить 250 домов-коттеджей, а также всю социальную инфраструктуру: детский сад, школу, магазины, кафе и даже небольшую церковь. Процедура согласования перевода была очень длительной. Полгода проект обсуждали и согласовывали в различных инстанциях, также проводились публичные слушания, проект постановления был опубликован. Так получилось, что окончательный документ подписала Евгения Сухорукова, потому что глава администрации Светлана Чечиль была в отпуске. А через год, за несколько дней до возбуждения уголовного дела, неожиданно появился документ, что земли в этом месте особо ценные и переводить их под дачное строительство было нельзя.
— Сухорукова поставила одну подпись, ее сейчас обвиняют в преступлении, по которому грозит 10 лет тюрьмы, — рассказал Василий Попов. – Допустим, земли особо ценные и администрация ошиблась, но превышение должностных полномочий – умышленное преступление. Сухорукова получает проект постановления, который полгода согласовывался. Его смотрели все правоохранительные органы. В чем ее умышленное превышение полномочий? По мнению правоохранительных органов, Сухорукова должна была сама обойти всех, все перепроверить и только потом подписывать. Все понимают, что это невозможно. Также как губернатор подписывает указ, который потом опротестовывает прокуратура, но почему-то никто не называет это превышением полномочий.
Письма ФСБ
Сейчас Сухорукова знакомится с материалами уголовного дела. На пресс-конференции Василий Попов озвучил шокирующие факты. В обвинительном заключении пишется, что начальник земельного отдела предупреждала Сухорукову о том, что есть сомнения, можно ли переводить земли. Но в протоколе допроса чиновницы об этом ни слова. Кроме того, на наводящие вопросы следователя начальница отвечает отрицательно. Дело было абсолютно ясное и определенное, и никаких сомнений там не было.
— Протокол говорит об одном, а в обвинении говорится другое. Это подлог! Подлог нужен, чтобы уголовное дело двигалось дальше, — уверен Василий Попов.
В материалах дела есть также письмо следователя в ФСБ Карелии. Как пишет следователь, у него есть версия, что Сухорукова подписала постановление по приказу Попова, так как она от него зависима, и просит проверить достоверность этих сведений. Ответ ФСБ впечатляет. Ведомство пишет, что действительно, Сухорукова «при праздновании дня рождения использовала подконтрольные Попову организации».
— Я спросил потом Сухорукову про день рождения. Что за подконтрольные мне организации она использовала. Оказывается, она заказала готовую еду в кафе «Петрозаводск» и оплатила этот заказ сама, — говорит Василий Попов. - Что это за ответ? Это провокация! Это все равно, если бы я пошел за вином в «Лотос Гурман», а потом бы сказали, что я воспользовался подконтрольными Белуге организациями.
69 миллионов
Еще один важный момент – экспертиза мелиоративной системы земельного участка. Ведь земли особо ценные, потому что осушены. Осушенность же земли надо постоянно поддерживать с помощью мелиоративной системы. На этом участке мелиорацию не проводили с 1991 года. Время функционирования такой системы, если ее не поддерживать, максимум 20 лет. То есть у этого участка система отработала свое еще в 2011 году. Следствие же настаивает на том, что мелиоративную систему официально никто не списывал. Но в Карелии и нет официальной методики списывания таких земель.
Недавно владелец земель провел экспертизу, которая показала , что действующей мелиоратитивной системы на участке нет. А это значит, считать земли особо ценными нельзя. Кроме того, каким-то образом следователи подсчитали ущерб, который Сухорукова нанесла, — 69 миллионов рублей. И это за частный участок, который в свое время купили за 5 миллионов рублей. Кроме того, непонятно, кому должна заплатить эти деньги Сухорукова.
— Все дело держится на желании все это тащить, — сказал сегодня Василий Попов. – Я еще никогда не встречал дела, где так сложно было бы доказывать вину человека.
3 эпизода
Как рассказала Эмилия Слабунова, уголовному делу Сухоруковой предшествовали 3 настораживающих эпизода. В декабре 2012 года Сухорукову пригласил к себе на разговор губернатор Карелии Александр Худилайнен. Конкретно никаких предложений он ей не делал, но беседа крутилась вокруг политических взглядов Евгении Сухоруковой. У самой Сухоруковой сложилось впечатление, что ее пытаются «прощупать» на предмет готовности перейти в губернаторскую команду. На что она дала понять, что не намерена менять место работы.
Во время прошлогодних выборов главы Прионежского района Евгении Сухоруковой поступил звонок из администрации губернатора. Ей сказали, что нужно срочно организовать встречу, посвященную работе над майскими указами Президента России. Сухорукова дала добро, началась подготовка. Но неожиданно от начальника отдела образования администрации Прионежья она вдруг узнает, что на встрече будет представлен кандидат от «Единой России» на пост главы Прионежского района. Получив подтверждение этой информации в администрации главы Карелии, Сухорукова приняла решение о переносе встречи.
После этого ей позвонил первый заместитель губернатора Олег Громов и начал угрожать. Высокопоставленный чиновник пообещал, что Сухорукова никогда не будет работать на государственной и муниципальной службе.
Следующий эпизод произошел, когда Петросовет утверждал Евгению Сухорукову на должность заместителя мэра Петрозаводска. На сессию Петросовета по поручению Александра Худилайнена пришел его заместитель Олег Громов. Он пытался убедить депутатов, что у выбранного народом мэра нет знаний, опыта и умений, чтобы руководить городом, а потому и зама себе она подыскала негодного.
Евгения Сухорукова стала заместителем Галины Ширшиной в ноябре прошлого года. А уже в декабре возникло уголовное дело. Похоже, поведение Сухоруковой просто не устроило определенных людей. Неужели уголовное дело – личная обида карельских чиновников, в том числе губернатора?
Узнает вся Россия
Летом этого года Василий Попов обещал, что его команда будет активно защищаться. Любой шаг в уголовных делах будет освещаться максимально. Как рассказал Василий Попов сегодня в «ВКонтакте» создадут специальную группу, посвященную делу Сухоруковой. Туда будут выкладываться материалы дела, в том числе обвинительное заключение и экспертиза мелиоративной системы. Если же дело дойдет до суда, то подробные материалы с судебных заседаний.
Кроме того, «яблочники» обратятся к руководителям всех силовых структур России. Василий Попов уверен, что дело Сухоруковой не федеральный заказ, а личные обиды руководства республики, их «самодеятельность». Поэтому федералам надо узнать, как работают правоохранительные органы в Карелии. Также партия «Яблоко» будет обращаться в правозащитные организации — как российские, так и международные. По словам Попова, об этом деле должна узнать вся Россия.