Архив

«У Галкина зарплата больше, чем эта взятка!» Политики и журналисты об аресте бывшего главы контрольного комитета

Разгоревшийся под занавес года очередной коррупционный скандал привлек внимание журналистов, политиков и общественности не столько фигурирующей в деле суммой — 70 тысяч рублей, сколько фамилией одного из обвиняемых — бывший глава контрольного комитета Карелии Виталий Галкин, подозреваемый в получении взятки, останется под стражей до 22 февраля. Реакция на громкое задержание была неоднозначной. Коллеги Галкина разослали в различные инстанции письмо, в котором выразили уверенность в том, что их руководителя пытаются убрать «люди из полукриминальной сферы». А глава республики поручил провести комплексную проверку деятельности Государственного контрольного комитета Республики Карелия.

Когда шум вокруг резонансного дела немного утих, мы поинтересовались у известных в Петрозаводске и Карелии людей их отношением к аресту Виталия Галкина и предъявленному ему обвинению.

Андрей Рогалевич, депутат Законодательного собрания Карелии (фракция «Яблока»): «Предполагаемое получение взятки — это верхушка айсберга!»

— Лично для меня задержание Виталия Галкина по подозрению в получении взятки явилось закономерностью, если хотите — итогом работы карельского правительства и лично главы республики. Именно он неоднократно заявлял о борьбе с коррупцией и, если помните, цитировал Ли Куан Ю. Именно под Галкина, по мнению депутатов, и был создан контрольный комитет. Да и сама позиция главы республики, который накануне задержания подписал необходимые документы по освобождению от занимаемой должности г-на Галкина, наверное, говорит о многом. Предполагаемое получение взятки, на мой взгляд, это верхушка айсберга. Жителям нет необходимости рассказывать о конкурсах, которые проводили чиновники по организации автобусного сообщения в республике. Результат этого нам известен. Были ущемлены интересы карельских автоперевозчиков и, на мой взгляд, пролоббированы интересы питерских предпринимателей. То, что сейчас происходит со строительством домов по программе переселения граждан из аварийного и ветхого фонда. То, что сейчас предполагается сделать с субсидией на реализацию госпрограммы Республики Карелия по развитию транспортной системы и софинансированию расходных обязательств муниципальным образованиям. Вот где еще необходимо провести проверку правоохранительным органам.

Василий Попов, политик и бизнесмен: «Это напоминает провокацию, которая не особенно удалась!»

— Первое, что бросается в глаза, – это нелепость самого обвинения: чиновник такого уровня пытается получить взятку размером в 70 тысяч – и это включая доли еще двух человек. Причем делает это при помощи своего водителя. И сумма совершенно несоразмерная с должностью и количеством участников, и способ крайне сомнительный. А во-вторых, правонарушение было выявлено, о нем заявлено в полицию, и уже ни Галкин, ни контрольный комитет не могли ни на что повлиять. Предприниматель был бы наказан в любом случае, взятка уже ничего не решала! Следователи сами указали на то, что помеченных денег, кроме 100 рублей, они не обнаружили. И этим деньгам есть объяснение – водитель покупал стекло для машины и вернул сдачу, даже чек предъявил на покупку этого стекла. Я, конечно, не обладаю особенной информацией, но внешне это напоминает провокацию, которая не особенно удалась. Складывается ощущение, что сначала было решено человека арестовать, но потом придумано, за что. Конкретная версия, которую нам преподносят, выглядит нелепо и нелогично. Возникают домыслы, то ли это акция против Галкина лично, то ли против Худилайнена. В любом случае какой-то очень влиятельный человек отдал распоряжение арестовать Галкина при столь неочевидных обстоятельствах. Понятно, что Следственный комитет, суд и прокуратура исполнили решение этого человека. И еще один момент меня задел: как быстро Худилайнен отказался от человека, которому доверял и с которым находился в хороших отношениях! Я помню, как последовательно защищала Галина Ширшина Евгению Сухорукову и Ольгу Залецкую. А тут со стороны кажется, что для Александра Петровича самая большая ценность – это его должность. И получается, что желание разобраться, личные человеческие отношения — это второстепенно в сравнении с желанием сохранить пост губернатора. Повторю, в моих глазах ситуация выглядит очень сомнительно, хотя я с Галкиным незнаком, он для меня человек совершенно посторонний.

Ольга Шмаеник, депутат Законодательного собрания Карелии: «Негативно отношусь к проявлению коррупции!»

— Вся информация, которой я располагаю, получена из СМИ, и ориентироваться я могу только на эти факты. Конечно, как любой гражданин, я крайне негативно отношусь к любым проявлениям коррупции, особенно если речь идет о представителях власти. Я разделяю позицию главы Карелии Александра Худилайнена, который в связи с этой ситуацией сказал, что никаких поблажек нарушившим закон быть не должно, какую бы должность ни занимали эти люди.

Сергей Мятухин, журналист: «Это несолидно и даже анекдотично!»

— У меня арест Галкина вызвал много вопросов. Их стало еще больше, когда на суде по мере пресечения я услышал ходатайство следствия об аресте. Из него выходит, что Галкин и его зам Бобылев всю «работу» переложили на своего водителя. Не только передачу денег, но и переговоры с бизнесменом, от которого хотели получить деньги. Но это очень странно выглядит, и, по-моему, так никто не делает. К тому же Галкин подробно рассказал на суде, что эту фирму контрольный комитет уже проверил, зафиксировал, что она работает с нарушениями, передал материалы в полицию, которая затем изъяла алкоголь. Зачем после этого вымогать что-то и навязывать свое покровительство? Обычно делается наоборот, а если бизнесмен упирается — включаются силовые методы. Ну и, конечно, удивляет размер взятки – 70 тысяч и то, что у Галкина, кроме помеченной сотни рублей, ничего не обнаружили. Это несолидно и даже анекдотично. Но самое главное, конечно, в том, что Галкин и его комитет активно взялись за рынок контрафактного алкоголя. После того как им дали такие полномочия, они примерно за полгода изъяли 18 тысяч бутылок контрафакта – более 11 тысяч литров, что явно затрагивало интересы людей, которые контролируют этот рынок. Хотя нельзя, конечно, исключать и того, что у Галкина с Бобылевым мог возникнуть соблазн — ведь в этой сфере крутятся бешеные деньги. Но почему тогда следователи принесли в суд настолько слабую «фактуру». Торопились? Но зачем так нужно было спешить?

Анатолий Цыганков: «Худилайнену придётся сильно постараться, чтобы вырваться из пут общественного недоверия!»

— Оценивать содержание коррупционного преступления, как оно заявлено правоохранительными органами, пока преждевременно. Достоверной информации у журналистов нет, потому все умозаключения гадательны, и любые ссылки даже на официальные органы власти приходится, подстраховываясь, привязывать к их источникам и плюс нагружать оговорками «якобы», «вроде бы» и проч. Но сам факт задержания, ареста, применения меры ограничения в отношении вчерашнего члена правительства Карелии Виталия Галкина сильнейшим образом бьёт по авторитету главы Карелии Александра Худилайнена. В данной ситуации общественное мнение против него. Люди склонны верить в нечестность власти. Тем более что полно тому примеров. И это значит, даже в ситуации расследовательской неопределённости, начиная с момента задержания руководителей контрольного комитета правительства Карелии, Александр Худилайнен каждый день несёт моральный урон. Общественное мнение будет критически его запутывать, питаясь редкой информацией и постоянными слухами. Для него, желающего баллотироваться на пост главы Карелии в 2017 году, это катастрофе подобно. Уголовное дело Галкина объективно работает против него. Именно Худилайнен создал контрольный комитет, именно он поставил во главе него Виталия Галкина, и губернатор пообещал, что данный орган государственной власти станет бескомпромиссно бороться с коррупцией. Действительность оказалась иной. Худилайнену придётся сильно постараться, чтобы вырваться из пут общественного недоверия. И происходит это в выборный для него год.

Глеб Яровой, журналист, политолог: «У Галкина месячная зарплата больше!»

— Я бы остановился на двух моментах. Во-первых, не бывает взятки в 70 000 рублей. Ни один чиновник в здравом уме не будет подставляться из-за такой мелочи. У Галкина месячная зарплата больше. Тем более «на троих». Уверен, что там сумма гораздо существеннее, о чем говорят многие источники (называют даже точную сумму — 400 тысяч рублей). Либо это действительно была «подстава», ведь регулирование алкоголя — сфера очень коррупциогенная: могут давать большие взятки, но могут и «наказать» таким образом слишком въедливого чиновника. Во-вторых, я категорически против того, чтобы подозреваемых в подобного рода преступлениях — не тяжких, связанных с экономическими преступлениями и даже коррупцией — держали до суда в СИЗО. Пусть «компетентные органы» учатся делать так, чтобы человек находился под домашним арестом и при этом не мог повлиять на свидетелей и/или соучастников. Уверен, с нынешним уровнем развития технологий слежки и прослушки сделать это не составит труда. Но наше карательное «правосудие» почему-то не может себе позволить такого гуманизма.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram