Василий Попов уверен, что уголовные дела против его команды возбуждены в политических целях
Лидер карельского отделения «Яблоко» Василий Попов сегодня провел пресс-конференцию, посвященную волне уголовных дел, возбужденных против «яблочников». Василий Попов уверен, что дела эти возбуждены в политических целях. Политик рассказал, что суть всех дел секретна и абсурдна. Использование же правоохранительных органов в политической борьбе – методы работы правительства «варягов».
По словам Василия Попова, у всех уголовных дел есть особенности. Все они секретны и проходят без всяких комментариев со стороны правоохранительных органов. Совершенно непонятно, в чем же обвиняют «яблочную» команду. Вторая особенность, по словам Василия Попова, явная неадекватность. В рамках уголовных дел изымается документация десятков предприятий, складывается впечатление, что правоохранители не знают, что ищут, и надеются найти хоть что-то. Третья особенность – неадекватная жесткость. Так, при обыске офиса «Ленторга» 60 сотрудников предприятия согнали в столовую, отобрали у них телефоны и никуда не выпускали. Исключений не было даже для беременной сотрудницы! Сам обыск длился несколько часов, сотрудники вернулись домой уже за полночь.
– Я это рассматриваю не как иначе как акцию запугивания, — отметил Василий Попов.
По словам Попова, эти действия совпадают с действиями противников мэра Петрозаводска Галины Ширшиной. Так, последнее уголовное дело против жены Василия Попова, депутата Законодательного собрания Карелии Анастасии Кравчук, было возбуждено как раз в тот день, когда Петросовет пытался поставить «неуд» мэру.
Василий Попов рассказал про каждое уголовное дело, чтобы общество само делало объективные выводы.
Первое дело
В сентябре прошлого года было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий администрацией Прионежского района. Его Попов назвал «самым дремучим делом». Дело было возбуждено сразу после выборов. За несколько дней до выборов губернатор Александр Худилайнен заявил главе администрации Прионежского района Светлане Чечиль: «Приберегите свою пламенную речь для следователя». А еще раньше первый заместитель губернатора Олег Громов намекал Светлане Чечиль, чем чревато ее политическое непослушание. После выборов возбуждается уголовное дело.
Напомним, суть дела. Сессия Прионежского Совета приняла решение о выделении земельных участков гражданам под ИЖС, дачное строительство, на другие нужды исключительно на основании торгов. Была определена дата, с какого числа земля будет продаваться. Те люди, которые написали заявления до этой даты, получили земли в обычном порядке, то есть бесплатно. Теперь правоохранительные органы утверждают, что чиновники администрации не имели права давать участки бесплатно и этим людям. Самое удивительное, что после возбуждения уголовного дела администрация одной из заявительниц отказалась выделить бесплатно участок. Заявительница обращается в суд, и Прионежский районный суд, а потом Верховный суд выносят решение, что администрация должна была выделить ей участок бесплатно. То есть решение суда подтверждает правильность действий администрации. Прошло 8 месяцев, а уголовное дело до сих пор «в работе».
— Тут наказывать людей не за что. Никто ничего не нарушил! Поэтому-то и нет никаких комментариев по этому делу, — говорит Василий Попов.
Сухая земля
Следующее уголовное дело было возбуждено в отношении заместителя главы Прионежской администрации Евгении Сухоруковой. И вновь по статье «превышение должностных полномочий».
— В Москве для неугодных чиновников это такая дежурная статья. Все понимают, что этот чиновник, в отношении которого возбудили дело по такой статье, кому-то неугоден, но он не хочет уходить, поэтому его надо выдавливать таким образом, — отметил Василий Попов.
Дело было возбуждено, когда обычные земли сельхозназначения, за которые всегда платился налог как за обычные, неожиданно стали ценными. И Сухорукову обвиняют в том, что она якобы незаконно перевела эти ценные земли под дачное строительство. Между тем справка о ценности земель появилась уже после того, как земли были отданы под дачное строительство. Кроме того, есть странная справка об некой «осушенности земель».
— Появилась справка, что земли осушены. Когда, каким образом, что такое осушены – непонятно! Означает ли это, что они автоматически становятся ценными? Осушены – это не юридическое понятие, но вокруг него и крутится все дело. Спустя несколько лет, после того как Росреестр зарегистрировал перевод земли, он присылает справку об особой ценности земель. Но как такое возможно? — рассказал Василий Попов.
Аналогичное дело недавно возбуждено и в отношении бывшей главы Прионежской администрации Светланы Чечиль.
— Аналогичное дело пытались возбудить в отношении бывшего губернатора Челябинской области Юрченко, — говорит Василий Попов. — Следственный комитет возбуждает дело о превышении полномочий в связи с переводом земли. Но прокуратура отменила постановление о возбуждении дела. Потому что там по-другому. В карельском случае Следственный комитет не берет на себя ответственность и заранее договаривается с прокуратурой, возбуждать дело или нет. Я как бывший сотрудник правоохранительных органов понимаю, как это происходит.
Где преступление?
Третье уголовное дело возбуждено в отношении жены Василия Попова, депутата карельского парламента Анастасии Кравчук, и директора торгового дома «Ленторг» Александры Корниловой. По мнению следствия, Кравчук и Корнилова, узнав, что здание комбината общественного питания сдается в аренду, договорились о мошеннической сделке: Корнилова возьмет здание в аренду и потом когда-нибудь купит его на аукционе.
— Даже если все было бы так, то в этом случае это не является преступлением. Какое количество предпринимателей берут помещения в аренду, предполагая, что в будущем купят его. В этом нет преступления! — сказал Василий Попов. – Но даже и этого не было. Предположить, что так будет развиваться ситуация, Кравчук и Корнилова не могли.
Продано здание было за 18 миллионов рублей, тогда как здание кинотеатра «Победа» в центре Петрозаводска — за 22 миллиона.
— Разговоры о том, что здание могло стоить 30-40 миллионов – это лишь фантазии оценщика от МВД, который нарисует любые цифры, — отметил Василий Попов. — Тогда это казалось актуальным, была производственная необходимость купить это помещение. Сейчас бы Кравчук не стала его покупать.
Политик пригласил журналистов на экскурсию по зданию, чтобы они увидели, что это складские помещения в довольно запущенном состоянии.
Затронул Василий Попов и этическую сторону вопроса. Ведь покупалось здание, когда директором муниципального предприятия была «яблочница», депутат Петросовета Ольга Залецкая.
— Для продажи объекта она наняла предприятие, специализирующееся на аукционах. Сама она заявки не собирала, не принимала участия в выборе покупателей вообще. Более того, Залецкая, узнав, что на аукционе был один участник и цена не поднялась, отказалась продавать здание. Кравчук подала в суд и добилась права купить здание, — рассказал Василий Попов.
По мнению Василия Попова, каждое уголовное дело возбуждено сугубо в политических целях, ни за одним нет юридической перспективы. Но эти дела будут длиться и длиться. Как, например, было с делом директора компании «САНА» Анатолия Шмаеника.
Жесткая защита
— Чего-то больше, чем войны в СМИ, раньше не возникало, — говорит Василий Попов. — Позже стали приходить мысли об использовании правоохранительного ресурса для политических целей. Но это пошло не от жителей Карелии. Я считаю, что руководители правоохранительных органов и все руководители республики, которые не являются жителями Карелии, создают такую ситуацию, когда можно разбираться таким образом.
Просто сидеть и спокойно наблюдать за ситуацией карельские «яблочники» не намерены.
Недавно федеральное бюро партии «Яблоко» сделало заявление об опасности использования правоохранительного ресурса в политических целях.
— Это все неприятно, но это не основание для смены нашей политической позиции. Мы злы, и у нас есть желание этому противостоять, — сказал Василий Попов.
По словам Василия Попова, они будут защищать интересы своей команды. Любой шаг в уголовных делах будет освещаться максимально.
— Все действия по защите будут законными, но жесткими, — отметил Василий Попов. – Летом мы будем готовиться к защите, а с осени предпримем все, чтобы эти уголовные дела были прекращены. В крайнем случае мы дождемся суда и добьемся оправдательных приговоров. О ходе судебных процессах узнают все.