Республика

Дело об апельсиновых корках. Учительнице, заставившей шестиклассников убирать учительский туалет, объявлен выговор, но история еще не закончена

От апельсиновых корок  - одни неприятности. Кинешь их на пол — мусор и непорядок. Бросишь в унитаз —  почти катастрофа. А главное, придется их потом оттуда кому-то доставать. А уж если об этом станет известно, то и вовсе начнутся  заявления, письма и взаимные обиды. 

В конце апреля все карельские СМИ опубликовали информацию о том, что учительница чалнинской школы заставила шестиклассников убирать мандариновые корки из унитаза в учительском туалете. В тот же день ситуацию прокомментировала директор школы Ирина Данилова: школьники намусорили в рекреации и убирали ее вместе с учителем. Но на этом история не закончилась. Случай с апельсиновыми корками  - последняя капля, говорит мама шестиклассника. А на самом деле у родителей к школе очень много вопросов.

Правда родителей: нас никто не слышит 

Наталья  и Николай В. считают, что проблемам не первый год. В чалнинской школе учатся оба их ребенка. Дочь Марина  в этом году окончила второй класс, сын Владимир — шестой. И по их мнению, началось все вовсе не с апельсиновых корок.  Главная же проблема не в школьных конфликтах, а в том, что родителей никто не слышит.

На класс, где учится моя дочь,  жаловались все.  - рассказывает Наталья. — Точнее не на класс, а на двух учеников. На открытом уроке музыки один из них, главный зачинщик, чуть ли не по столам бегал, однажды ударил девочку прямо на уроке. Учительница наших детей не раз обсуждала эту ситуацию с директором, завучем и соцпедагогом. Потом она  была на больничном три недели, сказала, я не может работать в этой обстановке. Мы просили перевести этого мальчика в другой класс. Может, там ему понравится, и он станет по-другому себя вести? Но нам  говорили, что это нарушит его права. Однажды Марина нам позвонила вся в слезах и сказала, что ее побили мальчишки. Мы конечно, стали разбираться.    Потом я узнала, что наша ситуация не уникальна, разбираться приходил папа еще одной девочки и мамы других учеников, но от сотрудников школы мы все время слышали, что никакого конфликта нет.

После педагоги настаивали, что ребенка просто толкнули, - продолжает разговор Николай В. — Но я считаю, что мою дочь избили. Во другой случай —  она наклоняется, а он размахивается и бьет ее пакетом —  как это еще назвать? Для меня, взрослого человека это, может быть, просто шлепок, а для 8-летней девочки — избиение.

Семью поддерживает мама еще одной ученицы того же класса — Виктория С. По ее словам, дочь Аллу она каждый день приходила встречать после школы — так спокойнее.

Учиться в Чалнинской школе дочка  стала с первого класса, — рассказывает Виктория.  - Алла иногда жаловалась: один мальчишка толкнул, другой...  Мы уговаривали: потерпи, доченька. Но в этом году  выяснилось, что проблема серьезнее, ее просто бьет один ученик.  Была , например, такая ситуация:  она моет руки у раковины, мальчики бегут мимо. Один толкает другого, тот падает на нее, и в результате нам приходится ехать в больницу. Слава богу, перелома не было, дело обошлось вывихом. Потом выяснилось, что другие родители тоже на него жаловались, правда больше друг другу.  Но тут уже мы обратились к социальному педагогу,  вызвали в школу маму этого ученика. Кстати, она не отказывалась от разговора и хорошо с нами общалась, но мальчик продолжал делать то же самое: драться, запирать  девчонок в туалете...  Все проблемы как то решились за неделю, но после того, как родители  обратились в роно и пришли в кабинет к директору с завучем. А когда вызвали его маму, то оказалось, что она не в курсе этой ситуации. То есть, в роно уже разбирались, а родители ребенка ничего не знали. Мальчика  перевели в параллельный класс, в нашем стало спокойнее. То есть, оказывается, что все можно было решить, причем давно. Может, если бы мама узнала об этом сразу, еще в первом классе, то и переводить бы не пришлось? Мне, как матери, жалко и мальчика, и его маму. Но своего-то ребенка тоже жалко.

После случая с апельсиновыми корками Наталья обратилась к журналистам и в республиканское Министерство образования. По словам самого Владимира, корки  разбросали в школьной рекреации и учительском туалете старшеклассники, а шестой класс просто стоял рядом,  ожидая начала урока. Когда прозвенел звонок, педагог поинтересовалась, кто в классе дежурный, и отправила поднявших руки мальчика и девочку убирать рекреацию. Потом она сделала совок из пластиковой бутылки и, вручив его шестикласснику, велела убрать корки из унитаза. Такую версию изложила Наталья карельским СМИ. Однако педагоги чалнинской школы сообщили журналистам, что  некоторые из них оскорблены публикацией, факты в ней неверно истолкованы.

Все изложенные в статье ситуации не были оставлены без внимания администрации, по всем изложенным в письме конкретным пунктам меры по возможности были приняты. Принятые школой меры не удовлетворили родителей ученика 6 класса, — цитирует  письмо учителей издание «Аргументы и Факты».

В том же материале сообщается, что «педагогический коллектив возмущен поступком учителя»:

За 68-летнюю историю школы это первый случай, который является недопустимым. Рассмотрены все вопросы по обращению родителей. Представлены объяснительные записки. Приняты все соответствующие меры.

В Министерстве со мной встретились четыре сотрудника, - рассказывает Наталья.  - Я начала говорить, и  вижу  сначала — недоверие. Но они обещали отреагировать, и отреагировали, приехали в школы, была комиссия. Правда, нам никто об этом не сказал, мы сами узнали и пришли. И собрание началось с того, что якобы школа подписала с родителями мировое соглашение, хотя мы его не подписывали и только на этом собрании увидели.

Представитель Пряжинского отдела образования сказала, что нужно детей приучать к работе. Я только «за». — говорит Николай. — Пусть убирают классы и коридоры, моют полы, парты, но не унитазы!  Если ребенок сделал что-нибудь плохое, то  вызывайте меня, я буду с ним разбираться, буду с ним разговаривать.

Меня возмутило, что никто даже не пытался разобраться, кто на самом деле выбросил эти несчастные корки.  — продолжает Наталья. — Приучать к работе — это одно, тут я думаю, никто из родителей не стане возражать. Но совсем другое -приучать терпеть несправедливость. На собрании я подняла вопрос о том, что тетради по русскому языку не проверяются месяцами. И тут же услышала, что это проблема только моего ребенка, потому что он их прячет. Но если это так, то почему об этом я узнаю только в начале мая? Я регулярно хожу в школу, бываю на всех собраниях, и ни разу за год мне никто не сказал, что сын прячет тетради!

Мы долгое время разбираемся со школьным автобусом. Раньше он просто проезжал мимо наших детей, а они всякий раз бежали следом. На наше письмо мы получили ответ, что в том месте нет оборудованной остановки, надо ее утвердить, сделать... Но все знали, что возле одного из магазинов водитель останавливается и благополучно сажает в автобус детей своих родственников, которые там ждут, хотя в этом месте тоже нет никакой остановки. И когда стали обсуждать ту тему, я услышала: «Вы бы своих детей тоже взяли!» Но разве я против, чтобы он это делал? Речь о том, что наши школьники вынуждены были идти пешком больше двух километров, в том числе зимой, в темное время суток. И вот так происходит с любым вопросом: такое впечатление, что мы говорим, а слова уходят куда-то в пустоту и нас никто не слышит!

Правда педагогов: мы не школа строгого режима

Прокомментировать ситуацию мы попросили директора чалнинской школы Ирину Данилову. По мнению руководителя учреждения, обе истории с детьми Сорокиных — это проблема взаимоотношений. А они между родителями и школой не всегда простые.

У родителей, которые предъявляют некоторые претензии к школе, к учителям, хорошие дети, - говорит Ирина Леонидовна,  - с начала апреля в школе прошло 2 больших собрания: первое — расширенное заседание родительского комитета и Совета с школы. На собрании присутствовали представители МО РК, Администрация Пряжинского района, и на этом собрании мы все выслушали претензии родителей и давали ответы на предъявленные претензии;  24 мая у нас прошло общешкольное родительское собрание, созванное по рекомендации министерства образования и  прокуратуры. На собрании присутствовали представители Администрации района, прокуратуры, уполномоченный по правам ребенка в РК Оксана Старшова. На собрании присутствовало более 100 родителей. Дух, атмосфера собрания говорила, что мы знаем, любим школу и решаем в диалоге со школой трудные вопросы. Родители поддержали нас и выступили за школу. Ситуация разобрана. Но родители, предъявляющие претензию, не получили удовлетворения. Мы готовы беседовать с родителями, и директор звонил и предлагал встретиться с родителями еще раз и начать диалог, получил отказ родителей.

Поймите, школа — это живой организм. Сейчас у нас 345 учеников и более 40 учителей. Умножьте это хотя бы на 3 — ведь каждый ученик — это еще родители с бабушками и дедушками, и получите сложнейшую систему взаимоотношений. А взрослые часто  думают о своих взаимоотношениях, но не думают о ребенке. Мы не должны любить друг друга- мы должны, обязаны работать для развития, для обучения, для воспитания и формирования нравственных представлений и поведения ребенка. Это главное!

Никакого избиения во втором классе не было Перевести  ученика в другой  класс мы можем только с согласия родителей и по их личному заявлению. Школа была обязана провести ряд мероприятий: рекомендовать родителям мальчика пройти обследование, пройти курс лечения, пройти занятия с психологом. Этот процесс нельзя провести за один день, просто по желанию не его родителей. В ситуации с ребенком родителей: мы отреагировали сразу же. Директор в этот же день провела беседу в классе, мальчики извинились в присутствии всего класса перед девочкой ( на уроке физической культуры в присутствии учителя). Мальчики объяснили, что это произошло нечаянно и они не хотели. При этом присутствовал папа девочки. Ситуация была разобрана, директор в беседе с папой объяснила, что проходит ряд мероприятий и мы ждем результатов. Вроде, все было ясно и понятно. Но опять неудовлетворенность.

Что касается ситуации с уборкой туалета, то, как мы уже  говорили, не все факты были изложены, верно. Честно говоря, мы уже устали от того, что она неверно преподносится.  В апреле-мае школа  выдержала огромное количество проверок. Мы принесли публично извинения родителям и ученику, учителю объявлен выговор, проведена служебная проверка по деятельности учителя и школы.

Эта  история высветила проблему незащищенности школы и учителя. Что бы ни произошло, всегда получается, что  мы априори неправы, все сразу принимают сторону родителей. Мы уважаем интересы и запросы учеников и родителей, всегда готовы к диалогу. Однако, не все так просто и по велению «волшебной палочки» не может произойти все мгновенно. Но ведь это не всегда справедливо, мы — не школа строгого режима. Общеобразовательная школа- это школа, где обучаются дети с разными возможностями и способностями. Результаты качества образования в нашей школе — хорошие. Еще раз повторюсь- мы всегда готовы к диалогу.  Но диалог нужен в том случае, когда готовы к нему обе стороны. Возможно, сейчас нужен перерыв для выстраивания дальнейших правильных отношений.

Правда детского омбудсмена:  это профессиональная педагогическая ошибка

По нашей просьбе ситуацию прокомментировала уполномоченный по правам ребенка в Карелии Оксана Старшова:

Давать исчерпывающую оценку ситуации я смогу только после того, когда будет завершена работа всех задействованных в этой ситуации инстанций. Но уже сейчас могу сказать однозначно, что нарушение прав ребенка было. Я так и объяснила свою позицию в разговоре с учителями и социальным педагогом. Существует в педагогике понятие профессионального выгорания, и коллективу есть, над чем задуматься. История с апельсиновыми корками — это профессиональная педагогическая ошибка. Мы выяснили как и почему  это произошло. Но причины не оправдывают произошедшего — подобное в школе недопустимо!  Со мной не спорили, теперь надо думать, как работать с педагогами этой школы. Пряжинскому отделу образования предстоит думать о том, как выстраивать работу и кадровую политику в чалнинской школе. По этому случаю направлен  запрос в следственный комитет, и с его стороны  тоже будет дана и будет дана оценка.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram