Республика

Кто такой Артур Парфенчиков? Новый губернатор Карелии честно рассказал о семье, квартире в Москве и своих планах работы

Александр Худилайнен ушел, и все замерли в ожидании: как поведет себя новый глава Карелии и какие шаги будет предпринимать? Нельзя сказать, что назначение на эту должность Артура Парфенчикова стало какой-то большой неожиданностью.

Его имя называлось и тогда, когда уходил в отставку Сергей Катанандов, и тогда, когда в нее уходил Андрей Нелидов. Но Артур Олегович говорил, что планов вернуться в Карелию в любом качестве у него нет, и действительно не возвращался, разве что в командировки приезжал. И вот он врио главы Республики Карелия. Судя по отмененной всего за день до его назначения губернатором пресс-конференции, которую Артур Парфенчиков должен быть провести как руководитель Федеральной службы судебных приставов России, переезд в Петрозаводск не входил в его планы и на этот раз.

Артуру Парфенчикову 52 года. Родом он из Карелии – из поселка Куркиеки Лахденпохского района. После школы уехал учиться в Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова, по окончании которого вернулся работать в Карелию. Во время учебы Артур Олегович успел жениться. И долгое время говорили о том, что свидетелем на той свадьбе был однокурсник Парфенчикова – ныне председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Однако лет семь назад Артур Олегович развеял этот миф, сообщив, что Медведев действительно был на торжестве, но в качестве гостя, а не свидетеля, и этот гость никакого отношения к его продвижению по карьерной лестнице не имеет:

– Наши отношения с Дмитрием Медведевым на сегодняшний день заканчиваются нашим совместным обучением и общением в государственном университете Петербурга. Не думаю, что мою работу можно как-то связывать с нашими отношениями 20 лет назад.

Свою трудовую деятельность Артур Парфенчиков, как известно, начал в 1987 году в качестве стажера прокуратуры Карельской АССР. В 1988 году он стал сначала помощником прокурора Олонецкого района, а затем – следователем.

В 1991 году Артур Олегович перебрался в Сортавалу, где до 1995 года проработал заместителем прокурора города. Такую же должность с 1995 по 2000 год Парфенчиков занимал и в Петрозаводске.

С 2000 по 2006 год Артур Олегович был прокурором столицы Карелии. Хорошим прокурором: и с точки зрения показателей работы, и с человеческой точки зрения. Было искренне жаль, когда он, пойдя на повышение, покинул нашу республику.

Переехав в Санкт-Петербург, Парфенчиков возглавил местное отделение Управления ФССП России, но уже в 2007 году был назначен заместителем главного судебного пристава Российской Федерации. Он курировал Управление организации исполнительного производства и Управление организации работы по реализации имущества должников, в том числе розыск имущества должников. С конца 2008 года и по вчерашний день Артур Олегович был директором ФССП России – главным судебным приставом страны.

Чем Артур Парфенчиков особенно запомнился в Петрозаводске?

В декабре 2000 года он возбудил уголовное дело против мэра Петрозаводска Андрея Демина, который обвинялся в приобретении за несоразмерную стоимость старых автобусов «Мерседес». По мнению экспертов, это уголовное дело и стало причиной провала Демина на выборах 2002 года.

В 2006 году Артур Парфенчиков выступал за замену прямых выборов мэра Петрозаводска назначением (в этом они, как ни странно, с Александром Худилайненом единодушны). Вот цитата того года из интервью, данного им изданию «Столица на Онего»:

– Я считаю, что мэра нужно назначать. Это лучше и с точки зрения развития демократии в стране, и с точки зрения повышения политической активности населения. Выборы ведь не отменяются совсем, просто вводится мажоритарная система: население реализует свое право на народовластие через депутатов. Она хороша тем, что повышается ответственность и депутатов, и выбранного ими менеджера. Сегодня у нас в стране практически отсутствует элемент контроля за деятельностью глав местного самоуправления. Вы можете привести хоть один пример, чтобы где-то был отозван мэр? (Теперь уже журналисты могут привести ему такой пример – прим. ред.).

Выступая за то, чтобы главу города не выбирали, а назначали, Парфенчиков отмечал: «Обоюдная ответственность назначенного менеджера и депутатов должна быть хорошо прописана в уставе. Только в этом случае мы можем рассчитывать на эффективность процедуры назначения». Возможно, с возвращением Парфенчикова в Карелию в качестве губернатора в Уставе города что-нибудь подобное и пропишется. Так или иначе, на данный момент нет причины не связывать с новым главой республики надежды на ее светлое будущее.

В бытность Артура Парфенчикова прокурором города (тогда еще следствие было при прокуратуре) в Петрозаводске была ликвидирована «карловская организованная преступная группировка», считавшаяся одной из самых жестоких в Карелии.

Правда, в 2001 году Артура Олеговича и самого причислили к преступным кругам. Тогда в газете «Новый Петербург» была клеветническая статья под названием «Крестный отец Петрозаводска», в которой утверждалось, что Парфенчиков является главой петрозаводской организованной преступности. Тогда все с любопытством ожидали, какая же из карельских газет перепечатает эти непристойности. Перепечатали «Вести Карелии», издававшиеся тогда под патронажем бизнес-системы Леонида Белуги. Поговаривают, что причиной, по которой «заказали» Парфенчикова, в то время были опасения, что он решит баллотироваться на должность мэра Петрозаводска. Публикацию, кстати, прокурор города не оставил без внимания, и в отношении автора заметки было возбуждено уголовное дело. Впоследствии оно было прекращено по нереабилитирующим журналиста обстоятельствам. Газетой было опубликовано опровержение, а Артуру Олеговичу принесены извинения.

Чем Парфенчиков запомнился за пределами Карелии?

При Парфенчикове был запущен электронный банк данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП РФ, где граждане могут бесплатно узнать о текущих задолженностях. Кроме того, было разработано электронное приложение для смартфонов с возможностью получать уведомления в случае, если заведено производство.

В 2014 году с подачи Артура Олеговича в Закон «Об исполнительном производстве» была введена статья, позволяющая должникам самостоятельно продавать уже оцененное приставами имущество (на сумму до 30 тысяч рублей) в счет уплаты долга. Кроме того, в пилотном режиме на сайте ФССП заработал «личный кабинет», позволяющий общаться с приставами в полностью электронном режиме (направлять заявления, пересылать документы, все эти операции имеют юридическую силу) без посещения отделения ФССП.

Пока Артур Парфенчиков был директором ФССП по РФ, был принят и так называемый закон о скидке, позволяющий уплатить штраф ГИБДД с 50-процентным дисконтом в течение 20 дней: в ФССП его активно поддерживали.

Помимо всего прочего, при Парфенчикове государство в лице ФССП стало гораздо жестче действовать в отношении злостных должников. В частности, приставы получили право и техническую возможность электронного списания средств с банковских счетов должников в счет уплаты долга. Кроме того, из МВД в ФССП была передана функция розыска должников по алиментам. А в 2016 году заработал закон, позволяющий приставам ограничивать действие водительских прав у злостных должников. Но одной из самых действенных стала возможность приставов ограничивать выезд должников за рубеж. По итогам 2016 года благодаря этому ограничению с должников удалось взыскать более 20 миллиардов рублей.

Помимо этого, Артур Парфенчиков еще с 2010 года говорил о необходимости принятия специального закона о коллекторах, что в итоге и было сделано. С 1 января текущего года ФССП получила функции надзора за коллекторским рынком, и приставы уже начали активно наводить на нем порядок.

Откровенно о себе

Артур Олегович приехал в республику утром 16 февраля, а утром 17-го уже дал свою первую пресс-конференцию в качестве врио главы Карелии. Это было лишенное пафоса и громких обещаний очень душевное мероприятие. Артур Парфенчиков откровенно рассказал о своих чувствах по поводу переезда, о личной жизни, семье, элитной недвижимости и планах по изменению состава правительства и жизни в республике.

«Все личное время занимали работа, служба, командировки. Ну и получилось так, как получилось. Сегодня я действительно занят только работой. Вопрос новой семьи пока не решен. И сегодня я в прямом смысле свободный человек. Но свободный относительно, потому что у меня есть дети. И в последние годы, помимо работы, я занимался воспитанием сына. Он жил со мной в Москве, окончил Кадетский корпус. Я, кстати, очень благодарен кадетскому образованию и считаю, что мы должны сделать все, чтобы такое учреждение появилось в Петрозаводске… Благодаря моим друзьям, которые руководили корпусом, были созданы все самые жесткие условия для кадета Парфенчикова. Но это все пошло на пользу. У меня замечательный сын. Ему скоро будет 19 лет. Он сейчас учится в академии Кутафина. И я просто поражаюсь той самостоятельности и той ответственности, которые являются абсолютным следствием кадетского воспитания.

Одно из самых таких вот воспоминаний – это когда он заканчивал учебу и им на Красной площади вручали свидетельства об окончании Кадетского корпуса. И когда они проходили торжественным маршем, я тоже стоял в форме и отдавал честь своему сыну, который шел правофланговым. Слава Богу, что это случилось в моей жизни.

И дочь у меня замечательная. Она сейчас окончила обучение в аспирантуре в Уральской юридической академии. Успешно защитилась в конце декабря. До этого она окончила Санкт-Петербургский университет с отличием. У нее уже есть публикации, есть монографии. Ею впервые был выполнен перевод на русский язык и сделан комментарий ко Всемирному исполнительному кодексу… По обмену студентов она попала еще и в университет в Германии, и сейчас тоже успешно его заканчивает. За полгода выучила немецкий язык. Я своими детьми очень горжусь.

Через несколько лет пребывания в должности главного судебного пристава РФ в соответствии с указом президента я получил субсидию на приобретение жилья в Москве. Все было в соответствии с законом. И я не стесняюсь говорить о том, что за десять лет службы я в полном смысле стал москвичом и имею сегодня хорошее жилье в центре Москвы. Мне кажется, в этом нет ничего предосудительного, что главный судебный пристав Российской Федерации имеет жилье в Москве.

Я здесь не чужой. Я приехал домой. Я сейчас живу у родных. У меня никаких бытовых проблем здесь нет.

Первое, что мы сегодня должны сделать, – это не потерять то, что уже сделано. Пусть сделано не все, пусть есть необходимость что-то подправить, но есть те вопросы, которые мы должны продолжать. Я вообще за стабильность, эволюционность и преемственность…

Конечно, я буду принимать решения, исходя из своего понимания ситуации. И, конечно, жизнь пойдет вперед. И у меня есть свой план, у меня есть свой стиль работы. Конечно, я буду решать вопросы абсолютно самостоятельно, но было бы совершенно неразумно отрицать и отвергать то, что было до меня… Самое легкое – это все сломать с абсолютным убеждением в том, что ты сделаешь лучше. Я намерен сейчас спокойно изучить ситуацию, определить те моменты, которые нужно продолжать. Конечно, внести коррективы. Конечно, работать на перспективу.

Я начал с того, что вникаю в экономическую и социальную ситуацию. Политикой я не занимаюсь. Не считаю, что это главное, что меня должно волновать в первые дни, недели или даже месяц-полтора на этой должности… Надо заниматься хозяйством, экономикой, социальной сферой. Это и будет результат твоей политики, и оценка граждан – самое главное. А все остальное – это вторично.

Наверное, в республике сейчас есть политические силы, которые способны выдвинуть достойных кандидатов, чтобы действительно выборы были конкурентными и чтобы победа в этих выборах, если таковая состоится, была действительно заслуженной и таким же образом воспринимаемой населением. Для меня это тоже важно. Я не член партии «Единая Россия».

Конечно, у меня есть определенный набор персоналий, которых я постепенно буду подводить к вопросу усиления своей команды правительства Карелии, но я, помятуя свои прежние приходы на новые места, в том числе руководителем Службы судебных приставов, я никогда не делал каких-то кардинальных пертурбаций, чисток и так далее. Это все абсолютно неконструктивно. Я уяснил одну вещь, в том числе исходя и из своего прошлого опыта, что вначале нужно лично оценить ситуацию, понять, что это за человек. Я не понимаю, как можно прийти и сказать: «Ребята, вот вы все такие недееспособные, и я вот сейчас буду набирать лучше вас». Во-первых, я многих знаю из тех, кто сейчас работает в правительстве Карелии. Я сейчас присмотрюсь, оценю ситуацию и уже исходя вот из этого осознания буду решать вопросы по персоналиям, по кадровому усилению.

Конечно, когда приходит обратная связь… Я помню, когда в сентябре я был в Финляндии (мы проводили там очень серьезный семинар), мне в «Твиттере» человек, которому я помог, написал: «Ура! Люблю Россию! Люблю Парфенчикова! Да здравствует наша страна». И у меня сразу такие чувства: ну не зря, значит, мы все это делаем. Да, несколько эмоционально, но это хорошо. Понимаете? Потому что мы помогли конкретному человеку. Из этого и складывается отношение к власти. Надо видеть каждого маленького человека.

Я подумаю, смогу ли я реально работать в «ВКонтакте». Если мы сейчас оценим, что «ВКонтакте» является более популярной социальной сетью для жителей Карелии, конечно, я, как глава Карелии, должен буду переориентироваться на жителей. Если им нравится «ВКонтакте», значит, мне тоже понравится «ВКонтакте».

Мой стиль работы – это дорога. Я, будучи директором Службы судебных приставов, каждый год объезжал по 40-50 регионов. Начиная от Камчатки и заканчивая Калининградом. И при этом часто специально пользовался автотранспортом, чтобы не просто переместиться из одной точки в другую, а все-таки проехать по глубинке, проехать по районным подразделениям, посмотреть, чем там дышит население.

Я намерен часто бывать в районах. Сейчас график очень плотный. Часто придется бывать в Москве (в интересах республики). Но как только будут выдаваться окна, мы будем совершать поездки в районы. Есть определенный формат этих поездок: с участием глав местных самоуправлений, с организацией отчетов перед населением. Будем стремиться к тому, чтобы они были максимально информативны и неформальны. Это мой стиль работы.

Есть вопросы, которые самые основные: это медицина, это образование, это дети.

Это самые основные позиции в жизни граждан. Не политика и не выборы. Надо начинать именно с этих вопросов. Как у нас люди сегодня могут получать медицинскую помощь, как дети ходят в школу, а политика она сама по себе придет.

Карельские поисковики получили в моем лице конкретного союзника. Кто один раз сходил в поиск и поднял солдата, это остается на всю жизнь. Это редкая удача. Я три года ходил в поиск и всегда мечтал об одном: найти солдата, и чтобы вот он, солдат, вот медальон, и медальон прочитали, и нашли родственников, и привезли, и отдали, и вместе поплакали, и похоронили. Но получалось так, что были поиски, когда вообще останков не находили…

Два года назад я нашел солдата. Получилось так, что он погиб 22 февраля 1943 года, а мы его 23 февраля 2015-го привезли хоронить в одну из татарстанских деревень. И это, конечно… Вся деревня вышла. Мы его похоронили напротив той церкви, где он венчался. Вначале сын подошел, потом дети, потом внуки. Потом маленькую правнучку поднесли, а она взяла эту касочку и целует… Тяжелые моменты…

Неожиданно по дороге в Карелию на остановке в Твери получил благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора. Подъезжает поезд. Звонок мне на телефон: «Артур Олегович, можно зайти?» Ну, можно. Заходит группа людей и говорят: «Мы от владыки Виктора, с благословением. Вот вам икона святого Фаддея». Поезд стоит одну минуту. Ну что? Взял я эту икону, они вышли, поезд поехал. Вот все и произошло. Я перекрестился. Икону поцеловал. Мне это приятно, конечно. Для меня как для верующего человека это важно.

Конечно, предложение президента было для меня неожиданным. Мы достаточно стабильно работали в 2016 году. У нас были очень хорошие показатели. Мы достигли очень серьезных цифр. И очень хороший доклад у меня был готов на коллегию. И с коллекторами мы достаточно плотно и корректно разобрались. И задачи очень жесткие, конечно, по коллекторам стоят, потому что этот вопрос затрагивает интересы многих граждан. Задач было много. И планов было много. Была и поддержка в реализации этих планов. Но в конечном итоге было принято вот это решение. Оно было принято достаточно быстро. Ну а я как человек в форме, естественно, принял это приглашение. Хотя понятно, что для меня это вопрос не только чисто административный, но и духовный. Потому что я возвращаюсь на родину. И есть какая-то возможность сделать что-то и в этом качестве.

Хотя, конечно, я как нормальный человек, 10 лет отработавший в такой службе и во многом ее развивавший, я с болью расставался со своим детищем и с во многом не реализованными планами. И когда была процедура прощания со знаменем, мне было очень тяжело. Правда. Но я уже думал, наверное, о тех планах, которые меня ждут здесь. Это моя родина. Ну а раз еще и икону вручили, все по воле Божьей».

Срочные новости в нашем Telegram