Республика

Завод-призрак:как земля, предназначенная для жилой застройки, по документам подешевела в 50 (!) раз

Странная история произошла недалеко от Пряжи. В самом конце прошлого года участок земли площадью в 8 гектаров как-то резко, одним росчерком пера подешевел в десятки раз. Звучит по меньшей степени безумно, но, тем не менее, судя по документам, дело обстоит именно так.

Техническая ошибка

Участок этот (кадастровый номер 10:21:0021303:119) находится на въезде в поселок, практически на берегу озера. В январе 2014 года в Пряже состоялись торги, и право на его аренду выиграл известный пряжинский предприниматель, председатель районного отделения партии «Единая Россия» Сергей Зайцев. Стоимость аренды составляла 4 миллиона 735 тысяч 700 рублей в год. Эти цифры были зафиксированы в договоре аренды № 11, который был подписан главой Пряжинского района Олегом Ермолаевым. Согласно тому же договору, земля эта предназначалась для жилищного строительства и строительства гостинично-оздоровительного комплекса.

Через некоторое время на этом большом участке земли выделили три маленьких. Им присвоили другие кадастровые номера и определили стоимость их аренды. Участок же 119, чуть уменьшившись, стал стоить 4 миллиона 537 тысяч 866 рублей 13 копеек. Примерно на 200 тысяч рублей меньше. Это было зафиксировано в дополнительном соглашении к договору от 1 сентября 2014 года. Летом 2015 от большого участка отвели еще несколько кусочков земли, и аренда за него уменьшилась до 4 миллионов 277 тысяч 580 рублей 22 копеек. Еще на 250 тысяч меньше. Чуть уменьшается площадь – чуть уменьшается аренда. Ничего криминального. И вдруг в декабре 2015 на свет появился новый удивительный документ. Договор аренды № 22.

Согласно этому договору, земельный участок с кадастровым номером 10:21:0021303:119 после очередного не очень значительного уменьшения стал стоить… 71 тысячу 35 рублей 50 копеек. Да, он уменьшился до пяти гектаров с небольшим; да, его аренда могла сократиться до 3,5 миллиона. Но не до семидесяти же тысяч! То есть в июле руководитель партии власти Пряжинского района должен был платить в казну за взятую им в аренду землю более 4 миллионов рублей в год, а в декабре эта сумма вдруг упала до 71 тысячи. Более чем в 50 раз. Цифры эти были продублированы словами: «семьдесят одна тысяча тридцать пять», а под договором стояли подпись и печать главы района Ермолаева и виза Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Иными словами, совершенно серьёзный официальный документ.

За разъяснениями мы обратились к главе Пряжинского района Олегу Ермолаеву. Олег Александрович поблагодарил нас за сигнал и обещал обязательно проверить полученные им от нас сведения, ибо ничем как технической ошибкой он такое объяснить не мог. Кто-то нечаянно напечатал вместо миллионов тысячи, а они с Сергеем Зайцевым не проверили и подписали. Просто казус. И если все подтвердится, он обязательно это исправит.

Но зачем вообще понадобился второй договор? Ведь по результатам торгов уже был заключен договор аренды № 11, и все изменения вносились посредством допсоглашений. Это Олег Александрович объяснил тем, что в прошлом году изменилась позиция Росреестра, и изменения стало возможно вносить, лишь заключив новый договор. Вот заключили, и вкралась такая досадная ошибка. Человеческий, так сказать, фактор. Бывает. Но это был не единственный наш вопрос к Олегу Ермолаеву.

Просто очень большой сарай

Как мы уже говорили, согласно договору, взятая Зайцевым в аренду земля предназначалась для жилищного строительства и для строительства гостинично-оздоровительного комплекса. То есть у нее имеется конкретное целевое назначение. Но тем не менее на этой земле почему-то находится принадлежащая Зайцеву лесопилка. А это промышленный объект. На участке лежат десятки спиленных сосен. Лесопилка работает. Разве так можно?

Выслушав наш вопрос, Олег Ермолаев вновь поблагодарил нас за сигнал и пообещал посмотреть, что там у Зайцева за производство. Потому что, может быть, это просто какой-то сарай, в котором Сергей Кимович пилит дрова для своих дачных нужд. Сарай строить можно. А вот производство размещать на земле, выделенной под гостинично-оздоровительный комплекс, действительно нельзя. В общем, нужно проверить.

Неосведомленность главы вполне можно было бы объяснить обилием дел и расстояниями. В конце концов, Пряжинский район велик, за всем не уследишь. Но некоторое удивление его ответ все же вызвал. Ведь на том самом участке, где находится зайцевская лесопилка, уже много лет стоит дача и самого Ермолаева.

«Губернiя Daily» уже рассказывала эту историю. Когда-то та земля относилась к лесному фонду, строительство на ней было запрещено, тем не менее Сергей Зайцев построил там ряд домов. В том числе бывшему тогда заместителем главы Пряжинского района Олегу Ермолаеву, его отцу – руководителю Пряжинского КУМИ Александру Ермолаеву и себе. Суды разных инстанций характеризовали эти дома как незаконные постройки и требовали снести их. В конце концов руководство района смогло перевести эту землю из лесного фонда в состав Пряжинского городского поселения, выставить на аукцион, и Зайцев получил ее в аренду. Дачи Ермолаевых до последнего времени продолжали там оставаться. Так что вызывает некоторое недоумение то, что Олег Александрович не знал о существовании лесопилки Зайцева. Впрочем, все может быть. По всей видимости, ни в каких официальных документах она не значится и налоги за свою деятельность (если таковая ведется) Зайцев не платит. Может, и правда это сарай для личного пользования (см. фото). Но было у нас к Олегу Ермолаеву и еще несколько вопросов.

Летучий заводик

В конце осени прошлого года администрация Святозерского сельского поселения, находящегося на территории Пряжинского района, объявила аукцион на продажу 40 гектаров земли сельскохозяйственного назначения под строительство зверофермы. Начальная цена этих солидных угодий была определена в 820 тысяч рублей. Да еще и с правом рассрочки на 3 года. Чтобы читателю было понятно, поясним, что обычно подобной суммой оценивают участки в десять раз меньшие.

Нельзя с уверенностью сказать, почему за такой большой кусок земли попросили так мало денег, но известно, что на этот аукцион заявилась компания, которую представлял все тот же Сергей Зайцев. Кроме него, на аукцион вышли еще два соискателя, которые и разыграли между собой сей участок. Зайцев же даже не попытался включиться в их спор. Так, словно надеялся, что окажется в этой игре один, и совсем не рассчитывал, что цена по ходу торгов будет увеличиваться. Может, просто понадеялся на русский авось. А может, ему обещали, что остальных участников смогут уговорить отозвать их заявки. В любом случае, аукцион состоялся. Победитель получил 40 гектаров земли за два с половиной миллиона рублей и с удивлением обнаружил, что на купленных им землях сельхозназначения находится небольшой асфальтовый завод.

Передвижной. Стоящий не на фундаменте, а на бетонных плитах. Но в любом случае это было производство, вокруг лежали груды щебня. Верхний слой почвы, скорее всего, был испорчен. Как же так? Откуда этот завод взялся? Кому он принадлежал? Почему в конкурсной документации не было сказано, что участок продается с обременением? В редакции «Губернiи Daily» имеется письмо, датированное 2013 годом, в котором генеральный директор ООО «АБЗ-ВАД» – крупной дорожно-строительной компании – просит у руководства Пряжинского района предоставить им землю именно в этом месте под асфальтобетонный завод. По словам людей, знавших о существовании завода, он принадлежал именно «ВАДу».

У нас имеется аудиозапись торгов. Один из участников спросил, почему люди не были предупреждены о наличии завода. На это ему ответили, что комплекс этот не является объектом капитального строительства и после аукциона он будет удален, а территория будет убрана.

– Но в конкурсной документации о нем не сказано. Как давно был заключен договор на его установку?

– Договор не заключался.

– То есть просто вот так взяли и заняли? – изумился участник.

– Нет, по договоренности, – констатировала сей факт ведущая аукциона.

По какой «договоренности»? Между кем и кем? На каких условиях? Отчислялись ли в казну налоги? Платилась ли аренда? Или это все тоже «по договоренности»? Как вообще асфальтобетонный завод мог оказаться на землях сельхозназначения? С этими вопросами мы и пристали к главе Пряжинского района Олегу Ермолаеву.

– Там не должно было находиться никакого завода, – ответил Олег Александрович. – Во всяком случае мы разрешения на его установку не давали. Может, его и не было?

Зимой этот завод действительно убрали. Недавно сняли бетонные плиты, на которых он стоял. Так что, может, и не было. А была одна большая техническая ошибка.

Срочные новости в нашем Telegram