В центре внимания

Кто помог предпринимателю Лапину обмануть администрацию города?

24 ноября в Петрозаводском городском суде начнется рассмотрение по существу дела о продаже зданий банно-прачечного комбината. По версии следствия, директор ООО «Чистобел» Евгений Лапин в 2011 году, действуя путем обмана и злоупотребления доверием должностных лиц администрации Петрозаводска, оформил в собственность своей фирмы здание прачечной и проходной по заниженной цене, причинив Петрозаводскому городскому округу ущерб на сумму около 30 миллионов рублей.

Напомним предысторию. У петрозаводского муниципального предприятия банно-прачечных услуг на праве хозяйственного ведения имелось недвижимое имущество:

здание фабрики-прачечной общей площадью 6212,7 кв. м и здание проходной общей площадью 11,3 кв. м. В 2007 году МУП из-за убыточности своей работы с согласия администрации города передало эти помещения в аренду некоему ООО «Чистобел», а в 2011 году опять же с согласия мэрии выставило их на продажу. Цену взяли не с потолка: обратились к независимому оценщику с целью определения рыночной стоимости имущества. Оценщик указал две цены: без учета обременения договорами аренды – 49 миллионов 734 тысячи рублей и с учетом обременения – 14 миллионов 753 тысячи рублей.

В итоге имущество было реализовано за 15 миллионов 141 тысячу рублей. Выкупило его ООО «Чистобел». Однако, как объяснили нам в администрации города, так как покупатель и арендатор одно лицо, то здание должно было продаваться по цене, не учитывающей обременение, то есть, как минимум, за 49 миллионов 734 тысячи рублей.

— В соответствии со ст. 413 ГК РФ обязательство прекращается с совпадением должника и кредитора в одном лице, — говорят в мэрии.

Иначе говоря, сразу после заключения сделки купли-продажи указанных зданий договоры аренды на них автоматически оказались расторгнутыми.

Когда указанный факт вскрылся, администрация Петрозаводского городского округа обратилась в МВД РК и прокуратуру РК с заявлением о проведении проверки на предмет законности действий директора предприятия банно-прачечных услуг (в том числе наличия в действиях директора состава преступления, связанного со злоупотреблением своими должностными полномочиями или мошенничеством). По факту обращения было возбуждено уголовное дело, в результате расследования которого на скамье оказался директор ООО «Чистобел».

Это уголовное дело примечательно тем, что у сотрудников Следственного управления СК РФ по РК, по всей видимости, не было абсолютно никакого желания найти и наказать всех, кто причастен к данному преступлению. Это особенно бросается в глаза на фоне приговора по Неглинской набережной — за сделку, которая даже никем не была оспорена. За ущерб, причиненный администрации города, которая его отказалась признавать, пять человек отправились за решетку на сроки от 4 до 6,5 лет. Посадили всех: того, кто покупал здание, того, кто его продавал, того, кто одолжил денег на покупку, и даже того, кто оказал юридическую помощь. В деле же по банно-прачечному комбинату, несмотря на очевидность мошенничества, признательные показания и в разы больший ущерб, фигурирует всего один обвиняемый – Евгений Лапин. У фирмы, которая выкупила здание, имеются и другие учредители. Они были не в курсе, что Лапин покупает здание?

Или они думали, что оно и в самом деле стоит всего 15 миллионов рублей? Он один задумал и реализовал это преступление во благо всех своих коллег? Вот это самоотверженность! А как же директор банно-прачечного комбината? Уж она-то, радеющая за родное предприятие, должна была быть заинтересована в том, чтобы продать его по максимально выгодной цене. Но почему-то помогла Лапину купить его за минимальную цену. А как же Николай Иванович Левин, согласовавший указанную сделку? Если он здесь ни при чем, почему тогда сейчас за решеткой находится его бывший зам, в свое время согласовавший сделку по продаже зданий на Неглинской набережной? А как же юрист, который помогал Лапину? Юрист, который помогал в деле по Неглинской набережной, сидит. Это, напомним, при том что, в отличие от указанного дела, в деле Лапина очевидное и признанное главным (и, хочется надеяться, только пока единственным) обвиняемым и потерпевшей стороной мошенничество.

Впрочем, изначально в деле фигурировало все-таки несколько имен. А если конкретнее: по нашим данным, на предмет причастности к указанному преступлению помимо всех прочих проверялся член фракции «Единой России», вице-спикер Петрозаводского городского Совета Александр Анишин. Он был директором МУП банно-прачечных услуг в период заключения предприятием договоров аренды с ООО «Чистобел», а впоследствии стал одним из соучредителей «Чистобела» (правда, на момент совершения преступления, по нашим данным, в списке соучредителей этого ООО значился уже не он, а его мать).

Почему по итогу на скамье подсудимых оказался только Лапин – загадка. Надеемся в процессе судебного следствия ее разгадать.

Мы уже писали о том, что еще она удивительная сторона этого уголовного дела – стремление стражей порядка не придавать это дело огласке. Нет, они не пытались скрывать его существование, но при передаче дела в суд ратовали за то, чтобы его рассмотрели в особом порядке, то есть без разбирательства. И если бы не глава города Галина Ширшина, которая оказалась категорически против такого развития событий (ее мнение имело значение, так как администрация города признана потерпевшей стороной по делу), так бы оно и было.

— Меня просят: согласитесь, пожалуйста, на упрощенный порядок рассмотрения. Я им говорю: ребята, вы меня ограничили в ознакомлении с этим уголовным делом, я не понимаю нюансов, — заявила мэр на недавней пресс-конференции.

Галина Игоревна рассказала о том, что с некоторых пор юристы администрации при ознакомлении с материалами уголовных дел дают подписку о неразглашении. В итоге они не могут рассказать ей, своему начальнику, каких-либо подробностей.

— А как я могу принять решение, если мне не рассказывают, что в деле и какие интересы города пострадали? – недоумевала глава города. — И при этом меня просят об упрощенном порядке.

По словам Галины Ширшиной, следователь очень интересовался позицией города по вопросу возврата в собственность Петрозаводского городского округа купленных Лапиным зданий. Если бы это произошло на стадии следствия, можно было бы считать, что ущерб обвиняемым погашен. С чего, интересно знать, такая забота?

— Мы эту тему обсудили заранее со специалистами, и так как по «делу о земле» (дело по Неглинской набережной – прим. авт.) такое же предложение поступало, но следователи не сняли со здания арест, мы этот вопрос уточнили, — говорит глава города. – Нам было сказано, что это разные дела, и в данном случае арест будет снят. У меня было и еще несколько опасений по данному поводу: оценка здания на момент возврата, снятие обременений (часть здания сейчас принадлежит иному лицу) и так далее. Позиция следователей была, что все опасения неразумные и это крайне выгодное предложение.

Напомним, что расследовал это уголовное дело следователь Следственного управления СК РФ по РК Александр Брюханов. Он же довел до суда и дело по Неглинской набережной, а также дело заместителя мэра города Евгении Сухоруковой. Он расследовал и дело в отношении директора торгового дома «Ленторг» Александры Корниловой, депутата Петросовета Ольги Залецкой, депутата Законодательного собрания Анастасии Кравчук и лидера карельских «яблочников» политика Василия Попова. Во всех перечисленных случаях, кроме дела Лапина, речь идет о крайне сомнительных преступлениях. Но только Лапина Брюханову почему-то не хочется строго наказать. А тех, кто ему помогал, видимо, и искать не велено.

—   Я не верю, что один Лапин провернул эту сделку, поэтому никакого упрощенного порядка. Мы заслушаем всех свидетелей, и наша сторона будет обязательно на этом настаивать, — говорит Галина Ширшина.

Мы будем держать вас в курсе событий.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram