В центре внимания

В Костомукше полицейские пытали и убили невиновного мужчину?

Эта жуткая история произошла без малого 14 лет назад. Случайный попутчик рассказал мне ее во время одной из моих командировок в Костомукшу, и трудно было понять, что в ней правда, а что легенда. Недавно я узнал документальные подробности этого кошмарного дела и решил, что, несмотря на давность происшедшего, оно должно получить огласку.

Странгуляционные борозды

Вечером 20 марта 2001 года 32-летний житель Костомукши Олег Березовецкий и его жена Ирина спустились к своей машине. В тот день они принимали друзей – тоже семейную пару, и вызвались отвезти гостей домой. Олег хотел было повести автомобиль сам, но Ирина его отговорила, так как во время застолья тот немного выпил. Вроде бы они даже слегка повздорили. В итоге она пошла домой за своими правами, а Олег начал разогревать машину. И тут приехала милиция.

Наряд вызвала бдительная сторож стоянки. Милиционеры обвинили Березовецкого в том, что он пьяный сел за руль. Тот, видимо, вспылил. Это, скорее всего, не понравилось костомукшским стражам порядка, и они увезли мужчину в отделение. Когда Ирина вернулась на стоянку, она обнаружила, что Олега увозят милиционеры. Больше живым она своего мужа не видела.

На следующий день она опознавала его труп в морге. Олег был избит, у него был сломан нос, а на горле и на щеках по линии рта отчетливо проступали две странгуляционные борозды. То есть в отделении милиции молодого человека задушили. Все, как в книгах Агаты Кристи: замкнутое пространство, труп и ограниченное число подозреваемых. Дежурные милиционеры и трое задержанных, двое из которых – Мороз и Наместников – в 4 утра неожиданно были отпущены. В камере оставался один Андрей Клементьев. Тихий, маленький и пьяненький человечек 165 сантиметров роста. Именно он, по версии милиционеров, и убил Березовецкого.

Согласно дружным показаниям милиционеров, в 6 утра они заглянули в камеру, где находились Клементьев с Березовецким, и обнаружили, что Березовецкий мертв, а посреди камеры торжественно лежит шнурок из ботинка Клементьева. Через некоторое время Клементьев сознался, что именно он и придушил своего сокамерника. Дескать, между ними возник конфликт. Березовецкий сел на лежащего на нарах Клементьева и принялся избивать его. Тогда Клементьев, лежа на спине, практически как Юрий Никулин в «Кавказской пленнице», дотянулся рукой до своего ботинка, расшнуровал его и, находясь под градом ударов, ловко задушил сидящего на нем противника. Эта версия показалась следствию наиболее убедительной. Ну и правда, больше же задержанного было убить некому.

Следователей не смутило то, что Березовецкий был на 20 сантиметров выше и килограммов на 25 тяжелее Клементьева, у которого к тому же был сломан палец на руке. Не усомнились они в своей правоте и после того, как во время следственного эксперимента обвиняемый никак не мог дотянуться до своего ботинка. Как объяснить происхождение странгуляционной борозды на щеках? Как милиционеры могли не слышать шум ожесточенной схватки? Почему они не отобрали у задержанного шнурки, когда помещали его в камеру? В общем, почти год провел Клементьев в тюрьме до суда… и был оправдан. Он был оправдан, потому что вся эта версия со шнурком являлась полным бредом.

Убийца на свободе

– Я допускаю, что милиционеры пытали Березовецкого, – говорит адвокат Елена Серко, защищавшая Клементьева. – Скорее всего, делали ему «ласточку» (клали на пол и привязывали за спиной ноги к рукам) и продевали через рот «уздечку». Видимо, обиделись на его непочтительное поведение и захотели проучить. А дальше или бросили его в коридоре, и он, пытаясь освободиться, как-то стянул «уздечку» на шею, или сами поддушивали его и перестарались. А дальше им нужно было на кого-то свалить свое преступление.

Квартира Андрея Клементьева находилась в соседнем с милицией доме. Он жил на улице Горняков, 5, а отделение находится на Горняков, 7. У Андрея был день рождения, и он на свою беду именно в это время слегка навеселе возвращался домой из бара. Двух других задержанных, которые могли быть свидетелями убийства, поспешно выпроводили из отделения. Наместников почти сразу же после этого уехал из Костомукши, а Мороз на вопросы жены Березовецкого отвечал, что ничего не скажет, так как «хочет жить». Клементьев был избит, смотровым окошком милиционеры сломали ему большой палец. Не снеся пыток, он оговорил себя – чем не версия?

Казалось бы, после вынесения Клементьеву оправдательного приговора прокуратура должна была вплотную заняться остальными подозреваемыми. В тот вечер в отделении были милиционеры Иванов, Хованский, Стугарев, Графов, Янченко, Мунтиев. Но нет, прокуратура подала кассацию на решение костомукшского суда, настаивая на виновности Клементьева. Верховный суд оставил оправдательный приговор в силе. Но прокуратура не унималась и написала надзорную жалобу. Ведь, действительно, не могли же человека убить милиционеры. Тем более что в таком маленьком городе, как Костомукша, работники милиции и прокуратуры, видимо, хорошо знакомы, а может быть, и дружны. В общем, дело повторно вернули в городской суд Костомукши. На том заседании судья уже готова была признать Клементьева убийцей, но, к счастью, на его защиту встали народные заседатели.

– У меня не укладывалось в голове, как человек, находясь внизу, может так изловчиться, чтобы задушить того, кто сверху, – говорит один из тех народных заседателей Николай Кашеваров. – Тем более такой маленький – такого большого. Нельзя же, чтобы пострадал невиновный!

Конечно, нельзя. Но тем не менее Клементьева продолжали разрабатывать. В конце концов дело перевели в Петрозаводск, переквалифицировали из умышленного убийства в превышение необходимой самообороны и прекратили за истечением срока давности.

Вы спросите: зачем сегодня вспоминать эту старую историю? Наверное, затем, что за все эти годы Фемида так и не обратила свой взор в сторону настоящих убийц. Молодой, здоровый человек был зверски убит в здании, где, по идее, он должен был находиться в безопасности. И никто за это не ответил. Один из дежурных, который помнит тот случай, сказал, что никаких служебных проверок вроде бы у них и не было, никто из милиционеров не пострадал и все благополучно продолжали жить и работать. А Игорь Югансон, служивший в те годы начальником костомукшской милиции, впоследствии перевелся в Петрозаводск и буквально до последнего года руководил учебным центром МВД Карелии. Потому что кто, как не он, знает, каким должен быть настоящий полицейский.

Александр Фукс

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram