«Я боюсь, что моя жена попадет в тюрьму»: популярное финское издание написало о жизни Василия Попова вдали от семьи
Популярное финское издание Suomen Kuvalehti написало о жизни лидера карельской оппозиции и бизнесмена Василия Попова в Финляндии. Журналисты узнали, что происходило в те моменты, когда Василий Анатольевич решил перебраться в Финляндию, и как сейчас складывается его жизнь вдали от семьи. Хотим заметить, что текст может содержать ряд ошибок и неточностей. Вот, как всю ситуацию видят финские журналисты, публикуем текст материала полностью:
Василий Попов вздохнул с облегчением. В феврале он получил разрешение на пребывание в Финляндии и снова может спокойно строить свою жизнь. Позади длительный и исключительный чиновничий процесс, который неожиданно завершился его победой. То, что Финляндия предоставила политическое убежище российскому лидеру оппозиции, обвиняемому в преступлении, очень необычно.
Попов приехал в Хельсинки, где он в данный момент ищет новую квартиру. Два года назад он бежал из Петрозаводска в Йоэнсуу, а сейчас временно живет в арендованном доме в Иснесе в городе Ловииса.
«Иснес – чудесное место, но оно находится слишком далеко, – говорит Попов. – Я хочу жить в Хельсинки. Здесь есть организации и люди, с которыми можно сотрудничать».
Попов начал планировать путь побега в феврале 2015-го, когда услышал от друзей, что губернатор Республики Карелия Александр Худилайнен готовит возбуждение уголовного дела против него.
Он не знал точно, в чем дело заключалось. Но в любом случае ему грозило длительное предварительное заключение и возможное тюремное заключение по приговору суда.
У Попова была действующая виза в Финляндию. Пересечение границы на машине казалось слишком опасным, поэтому он отправился в командировку в Белоруссию, а в марте вылетел из Минска в Хельсинки.
Его жена Анастасия Кравчук была в то время на курсах йоги во Вьетнаме, поэтому детей решили временно устроить к родственникам. Бегство вызвало в Петрозаводске настоящий переполох, так как Попов – известный политик и один из самых влиятельных бизнесменов города. На его предприятиях в российской Карелии до сих пор работают тысячи людей.
Россия подала на Попова в международный розыск в Интерпол и требовала от Финляндии выдать его для осуществления судебных действий. Финские власти все-таки не выполнили просьбу. После двухлетнего рассмотрения они пришли к выводу, что в обвинениях есть признаки политического преследования.
Политические беженцы из России обращаются чаще всего в Великобританию, Швейцарию или страны Прибалтики. Попов хотел все-таки в Финляндию, хотя и знал, что Финляндия легче, чем западные страны, склоняется к выдаче.
«Это был большой риск, – признает от. – Но, тем не менее, я верил, что финские власти тщательно рассмотрят это дело и придут к верному решению».
Эта вера претерпела год назад серьезное испытание, когда верховный суд принял решение о том, что Попова можно выдать России. Решение было принято на основании документов, полученных от российских властей. В них утверждалось, что Попов принадлежал к организованной преступной группировке, которая обманывала город Петрозаводск при сделках с недвижимостью.
Согласно обвинению, он организовал передачу городской недвижимости и земельного участка в аренду своей жене по сильно заниженной стоимости и причинил городу ущерб более 42 миллионов рублей. По текущему курсу эта сумма соответствует около 690 000 евро.
Попов же говорит, что сделка была полностью законной и честной. Кроме того, он фактически не участвовал в сделке, а его жена приобрела недвижимость на открытом аукционе.
После заключения верховного суда адвокат Попова написал министру юстиции Яри Линдстрему длинное письмо, в котором он объяснял причины обвинения и напомнил, что в России и против других оппозиционных политиков выносились сфабрикованные обвинения. Также с министерством связывались многие европейские и российские политики.
«Это было сюрпризом, – говорит Попов. – Я благодарен, что многие люди были готовы прийти ко мне на помощь».
Попов говорит медленно, внимательно подбирает слова. Он получил разрешение на пребывание на четыре года, но его заботит семья.
Анастасия Кравчук обвиняется за ту же сделку, в Петрозаводске продолжается судебный процесс. Кравчук выпущена под залог, но находится под подпиской о невыезде.
Трое несовершеннолетних детей - Елизавета 6 лет, Василий 7 лет и Василиса 13 лет — живут с матерью в Петрозаводске. Но на каникулах они ездят к отцу в Финляндию.
Попов говорит, что дети адаптировались к ситуации лучше, чем супруга.
«Дети, конечно, скучают, но они с удовольствием сюда приезжают. В Финляндии для них есть много нового».
В Карелии иск широко рассматривается как месть Худилайнена. Попова решили наказать, так как он осмелился выступать против губернатора и правящей партии «Единая Россия».
Цепь событий началась с выборов мэра Петрозаводска в 2013 году.
Худилайнен продвигал своего протеже, члена «Единой России» Николая Левина. Но выборы завершились победой кандидата от партии «Яблоко» Галины Ширшиной, которую поддерживал Попов, с результатом более 40% голосов.
Результат потряс всю страну, так как партии власти в современной России несвойственно проигрывать выборы.
Худилайнен немедленно нанес ответный удар.
Он начал выворачивать Ширшину с должности и всеми возможными способами усложнять ее работу. Он тормозил выделение целевых средств на городские проекты и обвинял Ширшину в слабом управлении.
Борьба прекратилась в декабре 2015-го, когда городской совет Петрозаводска уволил Ширшину с помощью голосов «Единой России» и партий, поддерживающих ее. В это время Попов уже был в Финляндии.
Попов не соответствует типичному представлению о российском бизнесмене или политике.
Он веган, увлекается йогой и с большим удовольствием наденет джинсы и свитер, чем белую рубашку и галстук. Зимой он отдыхает, катаясь на лыжах.
Семья Попова очень скромная. Он родился во времена правления Леонида Брежнева в СССР в русско-польской рабочей семье и провел детство в одном из районов Петрозаводска. Он хорошо учился в школе и по ее окончании поступил в университет на исторический факультет.
После окончания университета Попов три года работал учителем, а потом перешел на работу в милицию следователем по экономическим преступлениям.
После развала СССР предпринимательская деятельность дарила образованному молодому человеку гораздо больше привлекательных возможностей, и Попов решил торговать продуктами.
Фирму назвали «Ленторг». Сначала она представляла из себя небольшую уличную торговлю. Попов уезжал на поезде в Москву за колбасой и овощами, а возвращался с целым грузовиком товара. Соседи и родственники продавали товар на улицах Петрозаводска.
Со временем торговля перенеслась с улиц в киоски, а потом и в маркеты. Вся прибыль вкладывалась в расширение предприятия.
Сейчас в торговую сеть «Ленторг» входят 35 магазинов по всей Карелии, последний был открыт в начале марта.
Попову принадлежит также Олонецкий молочный комбинат, два интернет-издания, два кафе, а также компания «Ленобщепит», которая специализируется на школьном питании.
Компании продолжают работу, несмотря на бегство их владельца из страны. По словам Попова, власти постоянно мешают их работе, проводят проверки и назначают штрафы за мелкие несоответствия.
В позапрошлом году по указу губернатора Худилайнена в пять раз была повышена арендная плата за помещения, которые занимает Олонецкий молочный комбинат. Попов написал жалобу.
Дело дошло до арбитражного суда Москвы, который признал повышение незаконным, и деньги были возвращены. Процесс длился полтора года.
Попов увлекся политикой во время развития своего бизнеса. Он был избран в качестве независимого кандидата в парламент Карелии и мэром города Олонца, находящегося на восточном берегу Ладожского озера.
Он создал контакты с Финляндией, особенно с городом-побратимом Олонца Вааса.
Попов восхищается основателем либеральной партии «Яблоко» Григорием Явлинским, который в конце 1980-х годов стал автором знаменитой программы перевода России на рыночную экономику за 500 дней.
Позже Явлинского, как и других либералов, сместили на обочину политики. Однако он все равно собирается баллотироваться на президентских выборах 2018 года в качестве соперника действующего президента Владимира Путина.
«Явлинский умный человек и очень грамотный экономист, – говорит Попов. – У нас с ним хорошие отношения».
Попов вступил в партию «Яблоко» в конце 1990-х годов и быстро поднялся до лидера партии в Карелии.
Однако постепенно на его политической карьере начали появляться препятствия, такие как условное заключение в 2009 году.
Обвинения относились к выборам главы Петрозаводска, проводившимся за три года до этого.
По словам Попова, представители «Единой России» предлагали ему взятки, чтобы он согласился выйти из предвыборной гонки. Он отказался и подал жалобу в прокуратуру. Вскоре после этого его вызвали в суд.
Попов был осужден за оскорбление чести губернатора и вытягивание денег у «Единой России». По российским законам, приговоренные к тюремному заключению не могут баллотироваться на выборах в государственные органы.
Попов говорит, что власти используют ту же тактику для подавления лидера оппозиции Алексея Навального. В феврале в Москве его приговорили к условному сроку и штрафам.
Это грозит ему лишением возможности баллотироваться на президентских выборах в следующем году.
Работа лидера оппозиции – одна из самых опасных в России.
Борис Немцов был убит два года назад в центре Москвы. После заявления товарища Попова по партии Льва Шлосберга в 2014 году о том, что в Пскове были тайно похоронены российские военнослужащие, погибшие в боях в восточной части Украины, избили, и он попал в больницу.
Попов считает, что самые опасные времена в его отношении уже начинают проходить, так как губернатор Худилайнен был вынужден уйти в отставку в феврале. Также сменился и начальник карельской ФСБ.
«В Карелии больше никто особо не заинтересован в моем преследовании. Должно быть, что я еще когда-нибудь смогу попасть обратно в Россию».
Попов не выпускает из рук мобильный телефон, с его помощью он удаленно управляет своими компаниями. Но важнейшие вопросы решаются все-таки на совещаниях лицом к лицу, проводимых на территории Финляндии.
За время своего бегства Попов и в Финляндии основал две компании. Рекламное агентство Carelia Advertising помогает финским компаниям рекламировать свою продукцию в России, а Rengas Planet продает в Интернете автомобильные шины. У компании есть магазины в Йоэнсуу и Куопио.
Конкуренция в Финляндии сильнее, чем в России, но, по мнению Попова, вести бизнес здесь гораздо легче.
«В Финляндии ценят предпринимателей, так как они предоставляют людям работу и платят налоги», – говорит Попов.
Попов говорит, что он ужился в Финляндии. У него здесь есть друзья, а ритм жизни не такой напряженный, как в России. Финский язык – это проблема, но он решил исправить ситуацию и нанять частного учителя.
В практических вопросах ему помогает двоюродная сестра жены Мария Левошкина. Она живет в Финляндии уже десять лет и свободно говорит по-фински. Она также работает управляющим Carelia Advertising и коммерческим директором Rengas Planet.
У Попова также есть бизнес-планы, касающиеся Финляндии, но, по слухам, о них еще рано говорить.
Василий Попов:
Возраст: 52
Место рождения: Петрозаводск
Место жительства: Ловииса
Профессия: предприниматель
Образование: магистр истории
Семья: жена Анастасия Кравчук, трое несовершеннолетних детей, живут в Петрозаводске
Хобби: йога, лыжи и плавание
Текст: Теппо Тииликайнен, фото: Роопе Перманто