Одежда имени заказчика Ольги Пугачевой
Ольга Пугачева – талантливая закройщица и бизнес-вумен: в Петрозаводске у нее несколько мастерских по ремонту и пошиву одежды и одно ателье с претенциозным названием «Дорогое платье». На работе, в маленьком офисе, Ольга практически живет: приходит утром, уходит ближе к ночи. Мы поговорили с Ольгой о рентабельности пошивочного бизнеса, об интересных заказах и клиентах-мужчинах, которые после пошива костюма обязаны жениться.
— По образованию я конструктор-модельер. В девяностые работала в Северодвинске, потом в Архангельске. Затем швейные производства начали закрываться, я ушла с работы и родила двоих детей. Села дома, как и многие портные – принимала заказы на дому. Когда переехала в Петрозаводск, начала искать работу в швейной сфере. Но удалось устроиться только учителем труда в лицей. Закройщиком меня никто не брал. Сейчас я понимаю, почему. Потому что не бывает хорошего портного без работы. У таких всегда много заказов и работы. Вы нигде не увидите объявление вроде «портная предлагает свои услуги…» Потому что если она стоящая, то мечтает о свободной минутке для себя.
Про тех, кого брать
— Обычно я беру на работу людей с такой историей: «Сижу дома, работы выше крыши, но денег мало. Муж считает, что я маюсь ерундой, кричит: «Бросай свои тряпки, иди куда-нибудь работать!» Вот это – мой человек. Такого я возьму.
— У портного не обязательно должно быть специальное образование. Бывают такие самоучки, что всем дадут фору. Я знаю одну женщину, которая сама все освоила и прекрасно шьет!
Про качество и команду
— Я долго шила на дому. Потом купила машинку, сняла в ЦУМе помещение и работала в ремонтной мастерской. Три месяца сидела одна, без напарницы. Потом потихоньку стали подтягиваться люди. Я оформила ИП. Сейчас у меня четыре швейных мастерских и одно ателье.
— Мастерская выгоднее, чем ателье. Одно дело быстро укоротить джинсы и взять за это триста рублей, другое – сшить юбку за две тысячи, просидев за работой минимум четыре дня… И все-таки пошивочное ателье может быть рентабельным бизнесом, если подходить к работе с умом, к клиентам – с уважением и делать упор на качестве.
— В ателье я с с утра до вечера. Крою. Принимаю заказы, организовываю примерки. Многие заказчицы освобождаются после работы поздно – я всех дожидаюсь. Часто прихожу домой в одиннадцать часов вечера.
— Не должно быть большой команды. На Западе, например, ателье – это маленький семейный бизнес. У нас бизнес не семейный, но коллектив сплоченный и небольшой. Мы не нуждаемся в рекламе: лучшая реклама – сарафанное радио. Сшила я, скажем, платье клиентке из банка. Она показала его подругам. И через месяц у меня шьется весь банк.
— Те, кто постарше, к ателье относятся с недоверием. Помнят советское время, когда был бригадный метод работы. Закройщик кроит, отдает все в бригаду, и там каждый делает одно – кто рукава шьет, кто воротник. Качество, сами понимаете, от такого метода страдало. А сегодня мы с каждым клиентом работаем индивидуально. На примерку зову портную – вместе смотрим на заказчицу, даже на то, как она двигается. Так больше шансов выполнить заказ качественно.
Про одежду имени заказчика
— Коллекции мы не создаем. Вот есть Дома моды имени кого-то. Киры Пластининой там, Версаче. А мы делаем одежду имени заказчика. Конечно, бывает, что кто-то увидит дорогущее платье известного бренда и просит сшить похожее. Мы находим нужную ткань и шьем. Так что и своего стиля у меня нет. Конечно, я смотрю модные журналы, есть модельеры, которые мне близки… Но главная моя задача – одеть людей. Сшить вам платье имени Евгении Волунковой.
Про клиентов и клиенток
— Мои основные клиентки – бизнес-вумен, которым некогда ходить по магазинам. Они четко знают, чего хотят и в какие сроки. С ними работать просто: две примерки – и готово! А есть клиентки творческие, которым важен и результат, и процесс. Они становятся моими соавторами, мы вместе обсуждаем будущую вещь, обмениваемся в Интернете картинками… Так работать сложнее, но интереснее.
— Мужчины к нам тоже приходят, — чаще не шить, а подгонять одежду по фигуре. Пошив мужской одежды – это своя технология.
_________________________________________
Можно заложить дом и купить парочку очень дорогих швейных машин для пошива мужского костюма. И сидеть ждать принца, который придет и его закажет. Я ему сошью костюм, а дальше он обязан на мне жениться.
_________________________________________
- В Москве, Петербурге есть ателье, которые шьют мужские костюмы по индивидуальным меркам. Возможно, примерку проведет дизайнер из Европы. Цена такой услуги очень высока, и в Петрозаводске она не будет востребована.
— Приходят к нам и бабушки. Их немного, но бывают очень интересные. Одна клиентка как-то заказала платье для своей матери к юбилею: даме исполнялось семьдесят. Я ездила к ним на дом, делала примерку. Такая чудесная оказалась бабуля! Со вкусом, с шармом. Совсем отличная от обычной пенсионерки… Как она преобразилась на примерке! Это для нее стало событием. Такие подарки надо делать родителям.
— Забавно: людей с нестандартными фигурами приходит не много. Хотя именно они больше других нуждаются в услугах ателье! Ведь правильно пошитая одежда может сделать фигуру стройнее, подтянутее, пропорциональнее.
Про заказы
— Мое ателье – это эксклюзивный клуб. Предприятие со своим кругом постоянных заказчиков. Одежду заказывают разную: от костюма для занятий танцами до вечерних нарядов и деловых.
— Однажды в мастерской портная приняла заказ на пошив чехлов для укрывания моторов самолетов. Был январь месяц – время спада заказов. Поэтому заказ был принят. Обмер «фигуры» – снятие мерок с самолета, проходил в Бесовце. Помню, как весело мы крутились вокруг крылатой махины на январском морозе с рулетками и сантиметровой лентой! Через месяц чехлы были выполнены на «отлично».
— Часто приходят те, кто купил одежду в секонд-хенде и просят перешить. Я такой подход одобряю: ткани там хорошие, цены невысокие. И в результате ты получаешь интересную, хорошую вещь.
— Вообще, клиенты меня всегда удивляют. Шьют, проявляя свое Я, не зацикливаясь на модных тенденциях. Многие в начале сезона шьют себе коллекцию: брюки, юбку, платье, еще что-то. Семь вещей в одном ключе. Это очень правильный подход. Мне нравится работать с такими клиентами.
Про успех, риски и конкуренцию
— Грамотная работа с заказчиком – девяносто процентов успеха бизнеса. Нужно уметь его заинтересовать или, наоборот, отговорить – что еще сложнее. Если я вижу, что человеку не подойдет то, что он хочет, действую мягко. Изменю крой и подгоню по фигуре, или предложу что-то другое. Очень важно слышать клиентку. Не упустить ни одно её слово, наблюдение, чтобы понять предпочтения. Моя задача – угадать ее желание. И воплотить.
_____________________________________________
Я не всегда согласна с «Модным приговором». Бывает, придет такая интересная, яркая женщина. А стилисты сделают ее такой, как все.
______________________________________________
— Ателье будет востребовано всегда. Потому что магазинов много, а выбрать в них нечего. Либо дорого, либо не качественно, либо не на твою фигуру… А ведь каждой даме хочется иметь идеальное платье. Такое, в котором днем идешь на работу, а вечером разбавляешь аксессуарами – и оно превращается в парадно-выходное. Такое платье не мнется, не линяет… Купить такое сложно. А сшить – реально.
— Конкуренция в Петрозаводске небольшая. Крепких ателье в городе три. Остальные – это мастерские по ремонту. Многие талантливые портнихи сидят по домам. Это не выгодно, но открыть свой бизнес не каждому по силам. Вот я уже в бизнесе девять лет и не скажу, что живу на широкую ногу. Не умираем, конечно, но и шиковать не приходится.
— Многие ателье закрываются. Потому что работа – сезонная, а аренда — высокая. В январе, например, работы очень мало. А пик приходится на начало сезона, когда идет смена гардероба. Эти нюансы нельзя не учитывать: я стараюсь перед «мертвым сезоном» набирать больше заказов, чтобы портные не сидели без работы.
— Одна из наших головных болей – мастера по ремонту швейных машин. Их просто нет. Был на весь Петрозаводск один золотой дядечка, но заболел… Раньше, когда было производство, такие мастера работали на потоке, у них был рабочий день, оклад. А сейчас предприятий нет. И мастеров, соответственно, тоже. Приходится справляться самим. Увы, возможности держать на окладе механика у меня нет.
— Государство все делает для того, чтобы задавить частный бизнес. В этом смысле ателье повезло: этот бизнес зависит от кризисов меньше всего. Есть клиентки, которые шьются у меня много лет. И они будут шить, даже если рухнет небо. Постоянным клиентам я делаю скидки. Могу даже сшить в рассрочку: отношусь к этому как к социальной миссии.