Что нового?

Болезнь Ренуара: что вы должны знать об артрите?

12 октября во многих странах мира, в том числе и в России, будут отмечать Всемирный день борьбы с артритом. Дата осенняя, потому что именно в это промозглое и дождливое время обостряются заболевания суставов. А значит, ваше здоровье требует особого контроля.

О том, в каких случаях стоит срочно обращаться к врачу и какие методы лечения артрита существуют в арсенале современной медицины, мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором кафедры госпитальной терапии, главным внештатным ревматологом Министерства здравоохранения РК, врачом высшей категории, председателем общества терапевтов Карелии Ириной Марусенко.

— Ирина Михайловна, расскажите, пожалуйста, что важно знать о таком заболевании, как артрит?

— Артрит имеет воспалительную природу и несколько разновидностей. Одна из наиболее распространенных – ревматоидный артрит. Им страдал, к примеру, знаменитый художник Пьер Огюст Ренуар. Когда ему отказали руки, он писал свои шедевры, держа кисть во рту. Есть также целая группа серонегативных артритов, среди них болезнь Бехтерева и псориатический артрит, с симптомами которого люди чаще всего обращаются к дерматологу. Именно из-за болезни Бехтерева ослеп и был обездвижен писатель Александр Островский. С пациентами, страдающими артритом, должен работать только специалист-ревматолог.

— Ревматологи есть не везде…

— К сожалению, в нашей республике они работают только в Петрозаводске. В Кондопоге и Сортавале есть доктора, которые совмещают ревматологию со своей основной специальностью. Так что из районов чаще всего приезжают в Республиканскую больницу им. В.А. Баранова. У нас налажены контакты и с кожно-венерологическим диспансером, чтобы можно было незамедлительно обследовать пациентов с симптомами псориатического артрита. Ревматологи есть и в петрозаводских поликлиниках.

— Насколько высока распространенность этого заболевания в Карелии?

— Достаточно высока. По статистике в республике на сегодня около 2000 пациентов с ревматоидным артритом. Чаще им заболевают женщины от 35 до 55 лет. Хотя не исключается начало болезни и в другом возрасте. Без своевременной диагностики и лечения она может быстро прогрессировать и привести к инвалидности. Сложность в том, что не всегда люди сразу понимают, что у них болят суставы. К примеру, та же болезнь Бехтерева, которой чаще страдают мужчины, чем женщины, начинается с болей в спине в достаточно молодом возрасте. Лет до сорока пациенты с такими болями могут наблюдаться у терапевта и не подозревать, что на самом деле это артрит. Сковывает спину – и все.

— С какими симптомами надо спешить к врачу?

— При ревматоидном артрите чаще все начинается с мелких суставов (кистей и стоп). Бывают и необычные случаи, но в большинстве эта болезнь развивается постепенно. Вначале может быть даже спонтанное улучшение, и человек передумывает идти к врачу. Но ревматоидный артрит точно вернется и станет мешать активной жизни. Если сустав болит, припухший, горячий, с нарушением функций (тяжело сгибать-разгибать), необходимо обязательно обратиться к специалисту. При псориатическом артрите – это еще и покраснение кожи. При болезни Бехтерева – явные боли в спине, особенно в области крестца в ранние часы. По утрам чувствуете скованность движений и боль, когда даже чашку держать трудно, – не списывайте все на остеохондроз. Есть и лабораторные признаки активности.

— С артритом, как с гриппом, возможна профилактика?

— Как таковой профилактики нет. Главная задача – это своевременная диагностика и раннее начало лечения. Промедление грозит неизбежным разрушением суставов. В современной ревматологии придерживаются концепции TREAT TO TARGET – «лечение до достижения цели». А цель – ремиссия, то есть контроль над болезнью, когда она перестает проявляться, а человек практически чувствует себя здоровым.

— Как же проходит лечение?

— После того, как ревматолог ставит диагноз, пациенту назначается терапия первой линии. Для нее мировым сообществом выбраны препараты, подтвердившие свою эффективность и доступные для большинства людей. Для ревматоидного и псориатического артритов – одни, для болезни Бехтерева – другие. Лечение пациентов с болезнью Бехтерева начинают только с нестероидных противовоспалительных препаратов, защищающих от дальнейшего повреждения позвоночника. Главное — принимать их регулярно в полной дозе. Терапия первой линии может длиться годами.

— А если она не приносит желаемых результатов?

— Примерно 25% больных (это мировая статистика) на стандартную терапию не отвечают. Таким пациентам предлагают так называемые генно-инженерные биологические препараты, которые стали настоящим прорывом в ревматологии конца ХХ века. Они чрезвычайно высокоактивные и действуют точечно.

— Это дорогостоящая терапия?

— Да, поскольку механизм получения генно-инженерных биологических препаратов – сложнейших процесс. Всех пациентов на сегодняшний день обеспечить ими не получается. В Республиканской больнице мы используем все зарегистрированные в нашей стране генно-инженерные биологические препараты. В прошлом году отделение ревматологии получило лицензию, и теперь мы закупаем лекарства на федеральные средства через фонд обязательного медицинского страхования, формируем лист ожидания и по возможности включаем в него новых пациентов. Сегодня в списке около 50 человек с различными заболеваниями.

— Длинная очередь…

— У нашей больницы есть и другая возможность обеспечить пациентов генно-инженерными биологическими препаратами. С 2001 года мы лицензированы на проведение клинических исследований, изучающих новые лекарства или версии уже существующих. В этих исследованиях принимают участие многие пациенты. Самая большая сложность – необходимость регулярно приезжать в больницу. Для жителей районов Карелии это трудно.

— Разве не страшно испытывать на себе неизвестный препарат?

— Ревматологические пациенты редко отказываются от участия в исследованиях из боязни незарегистрированного лекарства. Большинство понимают пользу. 100-процентный клинический эффект никто не гарантирует, но всегда есть шанс на успех. Плюс основную терапию никто не отменяет. Так что участие в исследованиях – это дополнительная возможность, но не риск.

— Осень сулит обострение артрита?

— Да, и в межсезонье пациенты с артритом должны также беречься инфекционных заболеваний. Ревматоидный артрит способствует более легкому присоединению инфекций и их быстрому развитию, так как иммунная система человека работает по-другому. Так что надо внимательно следить за здоровьем и не контактировать с больными в период эпидемий, а при первых симптомах тут же обращаться к терапевту.

— Где можно получить дополнительную информацию об артрите?

— В России есть ассоциация больных ревматоидным артритом «Надежда». Она действует во многих регионах и планирует приехать в Карелию, чтобы открыть здесь свой филиал. Подробнее о них можно узнать через Интернет. Совсем недавно появилась и ассоциация людей с болезнью Бехтерева. Люди, которым необходима консультация по этому вопросу и которые не имеют возможности попасть на прием к ревматологу, могут написать мне на электронный адрес: imarusenko@yandex.ru или связаться по рабочему телефону: 8 (8142) 77-31-78 с отделением ревматологии Республиканской больницы. А еще 12 октября в День борьбы с артритом в Национальной библиотеке впервые пройдет большая акция, в которой я приму участие в качестве специалиста. В этот день с 13:00 до 18:00 все желающие смогут посетить лекторий, получить бесплатную консультацию врачей и узнать больше о ревматических заболеваниях.

 
РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram