Идеи вашего дома

Побывали в исторической квартире, хозяйка которой потратила почти все сбережения, чтобы сделать красивый балкон

Сегодня у нас не совсем обычный выпуск — мы побывали в обычной на вид квартире, в которой живет женщина с очень необычной и непростой судьбой. Вера Николаевна родилась и выросла в Заонежье, в семье, где было восемь детей. Так получилось, что эта прекрасная, отлично выглядящая женщина, которой уже почти восемьдесят, была дочерью «врага народа», ей пришлось это скрывать почти всю свою жизнь. Вера Николаевна живет на Октябрьском проспекте, в пятиэтажке, в двухкомнатной квартире площадью 41 кв. м с балконом. Хозяйка квартиры не скрывает, что главным богатством для нее всегда была духовная пища — недаром в ее доме так много книг.

— А в Заонежье мы жили на краю деревни, и к нам часто заходили путники. Несмотря на большое количество ртов, наша семья была очень гостеприимной и щедрой. Как я помню, мама всегда предлагала людям чай. «Чаю сОгреть?» — спрашивала она всегда с таким вот карельским ударением. А в войну к нам пришли финны в белых халатах, когда хрустел снег. Мы так их и называли — белофинны. Обращались они с нами сперва грубо, а потом уже лучше. Нам обещали, что Заонежье не сдадут, уговаривали не уезжать в эвакуацию, а в результате все было сдано без единого выстрела. Папа работал при финнах, а как еще было прокормить большую семью? За что и был признан «врагом народа» Но при этом он сотрудничал с карельскими партизанами, чьи показания смогли его освободить в 1947 году, после того как он был репрессирован и попал в тюрьму.

На судьбе Веры Николаевны эти обстоятельства сказались очень сильно: ее не принимали в пионеры и первое время даже не брали в школу! Она рассказала, что два года «училась на печке». А еще вспоминает, что когда после финнов пришли наши, то конфисковали почти все и без того скудное имущество как у семьи «врага народа». Но швейную машинку мама Веры Николаевны не отдала: легла на нее и сказала: «Не отдам!». И потом могла шить детям одежду.

— Я тридцать лет отработала на «Тяжбуммаше», и все эти годы скрывала, что когда-то была дочерью «врага народа». А потом стала «малолетним узником», благодаря чему сейчас имею кое-какие льготы. Вот так порой переворачивается история. В двадцать один год осталась без мужа, с двумя сыновьями, и посвятила свою жизнь детям. Воспитала также и дочь своей рано умершей сестры. Сейчас даже мои дети уже пенсионеры! Хочу подчеркнуть, что я никогда не умела раскланиваться и снимать шапку перед начальством, и всем советую вести себя именно так. Руководство меня всегда уважало, в частности, Архипов, директор завода.

Вера Николаевна рассказала, что она работала на 24-м военном участке, где изготавливали установки для ракет. Сроки выполнения работ были очень четкими, потому иногда приходилось задерживаться даже до 23:45 перед очередным Новым годом! На участке сотрудники делали стартовые установки для ракет, и надо было помнить все детали машин, механизмов, насчитывающих буквально тысячи: это было сложно, но люди запоминали. Компьютеров тогда не было: как сказала Вера Николаевна, компьютером служила голова.

— Мы ездили по работе в командировку в Германию, где я впервые посмотрела в кинотеатре секс-фильм. Позвали более молодые коллеги, а я и не знала, на что иду. В результате рта не могла закрыть от удивления! Тогда же в СССР секса-то еще не было! Но это так, к слову, в качестве юмора. Телевизор я уже много лет не смотрю, а моя любимая книга — «Корабль дураков» С. Бранта, издания 1965 года, в которой есть изречения на все случаи жизни. Рекомендую ее почитать, потому как сейчас отношения между людьми встали с ног на голову — по большей части, все думают только о деньгах.

Поскольку Вера Николаевна имеет статус малолетнего узника, а еще является инвалидом второй группы, у нее есть льготы по оплате за коммунальные услуги. Примерная оплата (газ, вода, отопление) — 3200 руб. в месяц.

— Я установила пластиковые окна и сделала красивый балкон! Потратила на это почти все свои сбережения. Окна всегда открыты — я очень люблю свежий воздух. В будущем планирую заняться ремонтом комнат, а пока не позволяют средства.

Октябрьский проспект — самая длинная улица в Петрозаводске, ее протяженность — больше 4 километров. Она начинается с улицы Ленинградской и заканчивается у завода «Тяжбуммаш». Район начал активно застраиваться в конце шестидесятых. На проспекте есть ряд домов, стоящих под углом к проезжей части и имеющих литеры «А», «Б», «В». Пожалуй, это единственные дома в Петрозаводске, расположенные подобным образом. Вероятно, такое строительство было связано с желанием создать равномерное освещение квартир солнечным светом. Жаль, что этот эксперимент не имел продолжения, и большинство квартир в петрозаводских домах имеют «северную» и «южную» стороны. А что касается истории и судьбы Веры Николаевны, то история любого жилья — это история его хозяев, когда атмосфера создается характером, душой. На этот раз мы побывали в такой квартире, куда хочется приходить в гости!

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram