Интервью

«Все началось с ларька!» Известные бизнесмены о кризисе, сумасшедших деньгах и карельских джинсах

В самом центре Петрозаводска находится уникальная улица. Знаменита эта тихая и уютная улочка вовсе не тем, что на ней расположено региональное Управление ФСБ, и тем более не потому, что названа в честь  одного из генеральных секретарей ЦК КПСС (да просят меня агенты спецслужбы и коммунисты). Всё дело в том, что эту улицу вполне можно назвать самым модным местом нашего города и, пожалуй, самой джинсовой улицей из всех существующих, ибо на ней воедино слились в один архитектурный ансамбль целых пять магазинов джинсовой одежды.

Однако мало кто знает, что весь этот джинсовый рай берёт своё начало с маленького отдела в небольшом магазине в лихие 90-е, когда кроссовки «Адидас», «Мерседес» и, собственно, пара джинсов являлись основными показателями успешности человека, и о таких людях говорили, мол, жизнь удалась.  Удалась ли жизнь у людей, принесших джинсовый дух свободы и бунтарства в Петрозаводск, что для них является самым ценным в бизнесе, и как вообще модная индустрия справляется с нынешним кризисом – обо всё этом Ксения Астапова побеседовала с основателями (а по-другому о тех, кто строит модные улицы и не скажешь) Jeans Street, Романом Гольцевым и Вадимом Ярвенсиву.

Роман Гольцев и Вадим Ярвенсиву знакомы чуть ли ни с пеленок, а в собственном «джинсовом» бизнесе вертятся вот уже двадцать лет – с 1996 года. Более того, вместе прошли огонь, воду и медные трубы, и на собственной шкуре испытали разные времена — от момента, когда сами стояли за прилавком до довольно внушительного для Карелии производства собственных джинсов.  Бизнесом стали заниматься совершенно случайно, как они сами говорят, жизнь заставила. Окончили школу, отслужили в армии, вернулись домой – и надо было что-то делать, желательно что-нибудь полезное и приносящее деньги. Молодые, дерзкие, смелые…

—  Смелыми мы, кстати, никогда не были, — говорят ребята, — и чего тогда нам точно не хватало, так это смелости. Но ещё больше – опыта и знаний. Ошибок, как у всех, было миллиард. Бизнесу же нигде не учат: всё познаётся методом проб и ошибок.

Всё началось с ларька

— В то время был дефицит всего, — вспоминает Роман, — вплоть до шоколадных конфет. Ими-то я и занялся: взял большую клетчатую сумку и дёрнул на шоколадную фабрику «Рот Фронт» в Москву. Вот только представьте себе, чтобы сейчас какое-нибудь крупное предприятие взяло и отгрузило в сумку девятнадцатилетнему пацану свою продукцию по оптовым ценам — а ведь тогда все так работали. Я привозил шоколад в Петрозаводск, немного накручивал цену и отдавал тёте в ларёк на реализацию. Тогда в  этом ещё не было никакого бизнеса, а было много работы и мало толка. Да и тётя в конечном итоге сама решила, так сказать, без посредников, заняться конфетами. Поэтому я купил свой ларёк.  Год пропахал, всё делал сам: покупал, таскал, продавал. Устал. Понял, что мне нужен надёжный партнёр, а как раз тогда с армии пришёл Вадим.

И понеслось: начали ребята «пахать» вместе. Работали-работали, и с каждым днём всё больше понимали, что деньги в бизнесе зарабатываются как-то иначе – не руками, а головой. Стали тогда Роман с Вадимом думать, что бы им такое предпринять, что карелам было бы интересно и нужно. Думали-думали и, наконец, придумали: а не открыть ли им магазин джинсовой одежды?

Карельский Amigo

— Мы тогда ещё ни в чём не разбирались и ровным счётом ничего не понимали в бизнесе. Но, несмотря на то, что мы были молодыми, мы ведь тоже что-то носили и что-то потребляли – вот и оттолкнулись от того, что нам самим было необходимо, что мы сами хотели. А хотели мы джинсы! В общем, мы продали киоск и купили джинсы. В Петрозаводске на тот момент был уже один джинсовый магазин Motor, поэтому мы ничего умнее не придумали, как привезти точно такие же джинсы.

Но не в Петрозаводск, а в Сегежу. Арендовали отдел в магазине – и не пошло. В Сегеже наличие денег у людей было прямо пропорционально работе Сегежского ЦБК: выдали зарплату, у людей есть деньги; не выдали – нет денег. Маленький город – это катастрофа для бизнеса. Поэтому мы вернулись в Петрозаводск и открыли джинсовый отдел уже в не существующем на сегодня магазине «Ветеран» на Первомайском проспекте. Поработав там годик, мы решились на открытие собственного магазина – так появился на свет магазин «Амиго».

Рождение «друга» — так с испанского переводится amigo —  было неслучайным. Время от времени наведываясь в Москву за новой партией джинсов, Роман с Вадимом полюбили один бар с мексиканской кухней. Дело в том, что тогда Дикий Запад, Мексика и все ковбойские темы были в жутком тренде: Родригес и Тарантино стали снимать свои невероятные фильмы, многие бренды – в том числе джинсовый Diesel, запустили «мексиканские» рекламные кампании, а в Петрозаводске появился ресторан мексиканской кухни Sanches.

И вот за кружкой хорошего английского пенного (до сих пор помнят этот «волшебный» напиток –  прим. авт.) карельские предприниматели придумали название магазина. «Амиго» звучит понятно, легко произносится и читается на любом языке, и почему-то все, не зная испанского, знают, что амиго – это друг. И амиго в Петрозаводске прижился. Да что там говорить, вся модная молодёжь тогда одевалась  в Amigo.

Собственный бренд Pulse

Но самое главное (это и послужило причиной успеха), ребята всё делали для себя: от чего сами фанатели, то и творили, что сами хотели носить, то и привозили в Петрозаводск. Так в Карелии появился Diesel.

— Diesel – это невероятный бренд, перевернувший весь модный мир. Такие простые вещи, которые сейчас воспринимаются как само собой разумеющееся, как, например, шов наружу, рваные и потёртые джинсы – тогда были в новинку, это был дикий шок! Но даже несмотря на всё это, так сказать, «рваньё», это были настоящие и качественные вещи! У нас изначально был принцип: никогда не продавать подделок. Весь товар для своих магазинов мы закупали  - и закупаем – только у официальных представителей в России.

И на качественные джинсы в Петрозаводске подсели, бизнес у Романа и Вадима стал расти и процветать – вплоть до 1998 года, когда случился кризис и в одночасье рухнуло всё. И если сегодняшний кризис медленно убивает, то кризис в конце 90-х накрыл сразу же. Пропало всё.

— Но делать всё равно что-то надо было. Сначала стали искать дешёвые русские компании, а потом  вдруг решили: а не шить ли нам джинсы самостоятельно — и запустили производство. Пять лет мы шили джинсы: у нас был цех и зарегистрированная торговая марка Pulse. Помните такую? Многие очень любили наши джинсы Pulse, так как они были отличного качества и хорошо сидели по фигуре. Более того, помимо Карелии, джинсы Pulse продавались в других регионах и городах России: в Санкт-Петербурге, Ростове, Нижнем Новгороде.

Почему же тогда Роман Гольцев и Вадим Ярвенсиву перестали шить Pulse? История умалчивает, но ребята в один голос утверждают, что производить одежду в России  -  себе дороже.

— Что значит шить джинсы в России? Ткань – Турция, Греция, Италия либо Китая; нитки – Англия; молния – Япония; фурнитура — Турция; этикетки – Америка или Италия. Получаются не джинсы, а этакий конструктор. Своего-то сырья в России нет никакого.  Помнится, приехали мы Турцию обмениваться опытом — и реально плакали: на десяти метрах можно купить всё, что хочешь, собрать и сшить, и никакой тебе обязательной сертификации всех товаров.

— А если помножить всё проблемы с сырьём на трудности организации производства и технологического процесса, то наше решение отказаться от Pulse было вполне очевидным. Производство – а это цех 600 кв. м, девятиметровые столы, около двадцати швей — терять было очень жалко. Всё было системно, всё работало, но каких нервов стоили «набеги» только одного Роспотребнадзора – это был какой-то ад. А сертификация товара? Сумасшедшие деньги!

Но сегодня, когда на дворе опять кризис, неужели привозить джинсы из-за границы выгоднее, чем производить самим?

— Производить, может быть, сейчас и выгоднее. Однако бизнес измеряется в рисках и заработанных деньгах за определённую единицу времени: заработать миллион за десять лет или за месяц? За десять лет нас уже никак не устраивает. Плюс риск – а производство в России это большой риск, особенно что касается одежды.

Тем не менее, вернуться к производству Вадиму и Роману хочется. Имея за плечами багаж «джинсовых» знаний, а в голове энциклопедию, в которой есть абсолютно вся информация о том, как кусок ткани превратить в супермодную вещь, конечно, есть огромное желание применить всё это на практике. Только, увы и ах, нет возможности, нет рынка. И если магазин одежды можно открыть и закрыть за один день – если вдруг не пойдёт, то наладить производство – это как минимум год работы, и закрыть его – огромные траты. В нынешних условиях это было бы просто безумием.

И всё же кризис джинсам не помеха

Конечно, Роману Гольцеву и Вадиму Ярвенсиву приходится балансировать и постоянно мониторить спрос  и предложение: джинсы закупаются в евро и долларах, а с постоянно растущим курсом и падающей покупательской способностью делать прогнозы наперёд абсолютно бессмысленно. Благо занятие бизнесом – вещь гибкая, и предприниматели вправе сами решать, как им быть: подзадушить производителя и поставщика, поменять коллекцию с премиум на более дешёвую, снизить наценку или сократить расходы.

Главное — подстроится под потребителя, который тоже уже на широкую ногу деньги не транжирит и сейчас отдаёт предпочтение более фундаментальному, классическому  стилю, подходящему на все времена и случаи, а не сиюминутному веянию моды.  Спасает то, что джинсы всегда носили, носят и будут носить.

Джинсовые романтики

Роман Гольцев и Вадим Ярвенсиву могли бы найти какого-нибудь хорошего инвестора и, допустим, превратить Jeans Street из бутиковой улицы в джинсовую корпорацию.

— Однако при этом мы потеряем свою независимость, но больше всего жалко город. А мы любим Петрозаводск. Буквально совсем недавно заказали красивые урны для мусора; на днях разговаривали с главным архитектором города о том, чтобы сделать новые таблички с названиями улиц и номерами домов – помните, какими они были раньше: на металле, с выдавленными буквами. Бизнес бизнесом, но нам важно, чтобы он приносил не только деньги, но и моральное удовлетворение, и социальную пользу.

Что дальше?

— А что дальше? Даже в наше непростое время мы всё равно движемся вперёд. Растёт новое поколение людей, лёгких, бесшабашных, увлёчённых, которое может пусть ещё кое в чём заблуждается, многого ещё не знает, но, тем не менее, смотрит на вещи ужё иначе, нежели мы. Нам очень хочется, чтобы эти молодые люди тоже что-то сделали для города — свои пять копеек, свой кирпичик, да вложили. Взять, к примеру, проект Veloday -  это же здорово! Очень хочется, чтобы люди получали удовольствие от того, что живут в Петрозаводске.

А вообще, делать какие-либо прогнозы на будущее – дело неблагодарное. Время сейчас действительно трудное, всё очень быстро меняется. Люди устали от этих перемен, устали от негатива. Поэтому, наверное, сейчас главное — это не думать о плохом и не опускать руки. И тогда всё обязательно произойдёт, так, как оно должно произойти — самым лучшим образом.

Срочные новости в нашем Telegram