Деньги

Наш ответ москвичу, потратившему на отдых в Крыму 120 тысяч: петрозаводчанин рассказал, как отдохнуть с женой и тремя детьми на Черном море за 65 тысяч рублей

Московский блогер Николай Соколов съездил вместе со своей семьей в Крым и рассказал, во сколько ему обошелся отдых на полуострове. В своем блоге он подробно рассказал о всех нюансах и стоимости отдыха и заявил, что на поездку с семьей он потратил 120 тысяч рублей. Что ж, вот наш ответ московскому блогеру: петрозаводчанин Василий Терентьев тоже съездил в Крым на машине и потратил на отдых 65 тысяч рублей. И рассказал нам, как ему это удалось.

Я давно хотел поехать в Крым на своей машине, но дети были еще маленькие, в семье не имелось подходящего авто, да мысли о паромной переправе несколько напрягали. Ехать поездом нам невыгодно: единый билет в Крым (поезд Мурманск — Анапа плюс автобус до Феодосии) стоит 5183 руб. на одного человека в одну сторону, то есть для нашей семьи только дорога туда и обратно, причем в плацкартном вагоне, обошлась бы в 51 830 руб. Про самолет нечего и говорить. А поскольку мы с женой не бюджетники, проезд к месту отдыха нам никто не компенсирует.

Прошло несколько лет, детишки подросли, для семейных поездок я приобрел пятиместный экономичный Fiat Doblo, вдобавок сбылась мечта многих мечтающих попасть в Крым россиян: был открыт Крымский мост, путь по которому составляет 19 км, а время следования — всего 12 минут. За год мы подкопили денег и решили махнуть на легендарный полуостров на две недели на своем авто, чтобы увидеть море и горы, вдохнуть неповторимый запах крымского воздуха.

Мы взяли старт в 11:45, одометр показывал пробег автомобиля 81 900 км. Хотели тронуться в путь рано утром, но, как обычно, задержались со сборами. Главной задачей в первого дня пути было пройти Москву. Поскольку мы попадали на воскресенье, когда к потоку автомобилистов прибавляются дачники, я боялся угодить в пробки. В результате в первый день мы проехали 1100 км, я вел машину до 6.30 утра, то есть почти 19 часов, буквально на адреналине, потому что хотел достичь своей цели. Столицу миновали нормально, только однажды я свернул не на тот съезд и поехал не на юг, а на север. Потеряли полчаса, но потом развернулись и продолжили путь в правильном направлении.

Жена Наташа ехала на переднем сиденье рядом со мной, дети сзади. Признаться, я думал, что мы проедем километров сто и повернем назад, потому что даже в поездке по Петрозаводску дети умудряются переругаться за полчаса! У нас две дочери 13 и 10 лет и семилетний сынишка, то есть у кого-то уже подростковый возраст начинается, а кто-то еще по-детски капризный. Однако большую роль сыграло то, что мы заблаговременно и затарились мороженым, шоколадками, соками: это послужило отвлекающим маневром. А так в дорогу взяли картошку, макароны, 4 банки тушенки (хотели больше, но не рискнули, побоялись, что испортится в жаре), супы в пакетах, овощи, фрукты, воду.

Во второй день мы ленились: остановились на берегу какой-то реки, я поспал часа три в машине, а жена и дети — в палатке. В целом отдых продолжался часов шесть; Наташа сварила суп на переносной газовой плитке. Кстати, в дороге мы не пользовались кафе, питались в основном тем, что взяли с собой, да еще нас выручали то и дело попадавшиеся по пути сетевые магазины. В целом в дороге мы потратили на питание примерно 3000 руб., покупали колбасу, сыр, лакомства детям.

Во второй день мы проехали 500-600 км, я поставил цель миновать поселок Лосево, где ведутся ремонтные работы и пробки порой растягиваются на 15 км. Нам повезло, мы проехали этот участок дороги спокойно. В 24 часа, под Павловском, остановились в отеле, фактически в первом попавшемся, потому что дети уже ныли, да и нам хотелось хоть куда-то приткнуться. Вышло недешево: 2500 руб. отдали за номер, да еще 300 руб. — за раскладушку, чтобы поместиться впятером.

Нас очень выручали платные дороги — они позволяли не проезжать населенные пункты, экономить километраж и время. Для оплаты я пользовался автомобильным транспондером — это очень удобно, потому что не задерживаешься для того, чтобы отдать наличные, плюс существует скидка 20%. В целом мы проехали по 7-8 альтернативным дорожным участкам и потратили примерно 1200 руб. Зато стояли только в одной часовой пробке, в Вышнем Волочке. На платных дорогах есть ограничения по скорости — 100-110 км в час, но все едут 120-130 км.

Дороги понравились: я в Петрозаводске за день больше ямок поймаю, чем за все время пути в Крым! На заправках останавливались шесть раз, цены на бензин (я заливал 92-й) были разные, самый дешевый обнаружили в Киришах, за 41 руб., а так в среднем платили 44 руб. за литр. Кстати, после Крымского моста стоимость бензина увеличивается на 10% против Кубани — примерно 47 руб. Компьютер выдал расход бензина 6 л 600 г на 100 км пути при скорости 100-110 км в час. Всего за время дороги мы израсходовали 188 л бензина на общую сумму 7880 руб. Последний раз заправлялись в Темрюке; я залил 21 л до полного бака на 929 руб., но это уже с расчетом на обратный путь.

Если до Москвы мы видели по обочинам только ель да сосну, то потом стало гораздо интереснее смотреть по сторонам. Начались уходящие за горизонт поля, лесополосы, постепенно стали появляться южные растения, в жизнь резко ворвались яркое солнце и горячий ветер. На третий день мы решили доехать до Керчи, потому что я слышал, что после Крымского моста в связи с ремонтом дороги образуются автомобильные пробки. В 21 час остановились, я отдохнул полчаса, и мы двинулись дальше.

Мы ожидали, что Крымский мост — это что-то грандиозное, но на самом деле мост как мост, ночью он освещен, двухполосное движение; машин в это время было немного. Мы доехали до села Береговое и остановились, потому что очень хотели искупаться в море. Ожидания не оправдались: штормило, дно непонятное какое, на берегу ракушечник, который приходилось счищать с ног. До утра мы сняли номер в гостинице, за который заплатили 2000 руб. Устав от дороги, спали как убитые и тронулись в путь только в полдень.

На трассе Керчь — Феодосия в районе села Береговое и поселка Приморское сплошной автомобильный затор, средняя скорость движения машин в сторону Феодосии составляет 7 км в час, поэтому пришлось постоять в пробке, а когда мы наконец из нее выбрались, то за полтора часа домчались до поселка Курортное, который расположен в 28 км от Феодосии и в 14 км от Коктебеля. Это спокойное место для семейного отдыха со сравнительно чистым морем и небольшим количеством людей. Когда мы достигли конечной цели, одометр показывал цифру 84 600, то есть всего мы проехали 2700 км.

Жилье стали искать сразу при въезде в поселок. Сначала нам предложили двухкомнатный номер в отеле за 3500 руб. в сутки со всеми удобствами, но для нас это было дорого, поэтому мы сняли полдома в частном секторе за 2500 руб. Отдали деньги за проживание вперед, и зря: нам там не понравилось. В комнатах стоял неприятный запах, как будто в соседнем помещении держали животных, часто отключалось электричество, плохо текла вода в душе. По поводу душа хозяйка сказала, что морская вода полезна для кожи, а потому зачем вам часто мыться?

Мы съехали оттуда через два дня, деньги нам хозяйка вернула, но за минусом 10%, которые она заплатила посреднику, то есть мы потеряли примерно 3000 руб. Поэтому советуем для начала снять жилье хотя бы на пару дней, чтобы понять, подходит оно вам или нет. Мы нашли другой вариант — трехместный номер за 1200 руб., а поскольку нас пятеро, то нам пришлось снять два. Всего на этаже шесть номеров, два душа, общая кухня. Конечно, мы предпочли бы жить без соседей, но это бы вышло дороже, а мы без того потратили на проживание не максимум 30 тыс., как планировали, а больше.

Если не иметь вредных привычек, то в поселке можно питаться впятером и на тысячу в день! Из домашней продукции яйца стоят 100 руб. десяток, молоко — 60 руб./литр, и то и другое очень вкусное, и все это очень быстро разбирают. А вот магазинное молоко гораздо дороже, и нам оно не понравилось, да и птицефабрики, по-видимому, везде одинаковы. Охлажденка дорогая, консервы тоже. Качество овощей и фруктов очень хорошее, цены разные: самые дорогие персики (100 руб./кг), помидоры и огурцы — от 30 руб., арбузы — 25 руб./кг. Кукуруза на пляже 60-70 руб. за початок, но мы варили сами, покупали за 25 руб. Брали квас и делали окрошку, варили щавелевый суп. С готовкой особо не заморачивались, и дети, к счастью, не привередничали, ели все.

Много вкусной соленой и вяленой рыбы, она дорогая, но понемногу покупать можно. Для тех, у кого все-таки есть вредные привычки: пол-литра чачи стоит 300 руб., литр домашнего вина — 300 руб. Сравнительно дешевых сигарет на берегу не найти, почти все дороже 100 руб. В соседних поселках есть фирменные винные магазины, где очень большой выбор как бутилированных, так и разливных вин, дорогих и не очень.

На берегу предлагают разнообразные экскурсии, но цены, как правило, запредельные, и вот тут собственная машина просто незаменима. Можно отправиться хоть куда, заплатив только за бензин и за вход в те же Мраморные пещеры (700 руб. с человека) или парк львов «Тайган» (900 руб. взрослый билет, 450 руб. — детский). Или посмотреть Севастополь, Ялту, Судак. В Крыму полно достопримечательностей, всех не перечислишь. Мы много куда собирались поехать, но в итоге предпочли купаться и загорать. Видимо, так всегда бывает: планы планами, но все решается на месте, плюс, получив какие-то возможности, ими не пользуешься.

Не обошлось без неприятностей: сын подхватил ротавирусную инфекцию, которая в летний сезон распространяется по всему побережью и поражает в основном детей, потому что взрослые не глотают воду, а ребятишек от этого уберечь трудно. Ротавирус не страшен, но неприятен, лечение несложное — жаропонижающие, регидрон, активированный уголь, диета, обильное питье. Заболевание начинается остро и резко (температура, рвота), но, как правило, проходит через три-четыре дня. Лекарства были у нас собой, поэтому ничего не покупали, антивирусных и антибактериальных препаратов не добавляли, в панику не впадали, и все благополучно прошло.

В целом, как мы считаем, отдых удался: накупались, загорели, поели фруктов, набрались новых впечатлений. Если не быть слишком привередливыми и не обращать внимания на мелочи, все будет в радость. А если говорить о дорожных недостатках, то хотелось бы, чтобы в Крыму была решена проблема с автомобильными пробками и чтобы, въезжая на территорию полуострова, водители не начинали ездить как попало, пользуясь малочисленностью гаишников, нарушая правила обгона и не пропуская людей на пешеходных переходах. Кстати, из дорожных приколов: заправляясь в Воронежской области, я встретил своего соседа. В Петрозаводске, случается, месяцами не видимся, а тут на тебе! Хотя мир и очень большой, но все-таки он тесен.

Итак, за трое суток мы проехали 2700 км, израсходовав 188 л бензина на общую сумму 7880 руб. В 1200 руб. нам обошлись платные дороги, в 3800 руб. — придорожные отели. На проживание у нас ушло 31 400 руб., на питание — примерно 18 000 руб., на лекарства мы потратили 1000 руб. Дети побывали в стационарном Карадагском дельфинарии, созданном на базе природного заповедника, это стоило 600 руб. Итого поездка в Крым на своем автомобиле обошлась нам (без обратной дороги) не больше 65 000 руб. Это был наш первый опыт, и теперь мы знаем, что нужно учесть, на чем можно сэкономить. К сожалению, отпуск закончился, и мы возвращаемся в Карелию. Но это уже другая история.