Модные идеи

Религия роскоши

На прошлой неделе «Модные идеи» побывали в Эрмитаже на выставке костюма, которая называлась «Костюм XVIII – начала XX века при Дворе российских императоров». И невозможно не поделиться с читателями «Губернiи Daily» теми эмоциями и впечатлениями от поистине прекрасной старины, которую удалось увидеть своими глазами.

Мода в широком понимании этого слова воплощает и отражает веяния эпохи, формируя стиль поколения и демонстрируя культурные перемены в обществе. Индустрия моды чутко реагирует на инновационные технологии и при этом подвластна глобальной экономике. Большая мода требует преданной клиентуры – будь то утонченные поклонники haute couture или же продвинутые модницы. А еще мода должна удовлетворять запросы сложно устроенной системы продаж. Когда мода формулирует новую парадигму стиля, разрушая при этом стереотипы, она обретает особую социокультурную значимость.

Но никогда она не теряет своей главной идеи – оставаться шедевром, быть наравне с произведением искусства, быть роскошью. Мода циклична, год за годом великие дизайнеры черпают идеи интуитивно или используя научный подход у своих предшественников. Свадебное платье принцессы Грейс, платье из перьев Alexander McQueen или вечернее платье Rosso от Valentino – роскошь, корни которой можно найти у великих мастеров девятнадцатого и начала двадцатого века, таких, как Поль Пуаре, Надежда Ламанова, Чарльз Ворт.

Это истоки той роскоши, которая восхищает. Многим экспонатам около 200 лет. Много дамских платьев от Чарльза Ворта — мастера, у которого одевались представители всех европейских правящих монархий XIX — начала ХХ века. Костюмы и целые гардеробы от времен Петра Великого до последнего русского императора Николая II. Платья знаменитых исторических балов впечатляют своей филигранностью — это и есть подлинная история моды и стиля во всем ее величии и трагизме.

Первое, на что обращаешь внимание при входе в экспозицию, это красное платье фрейлины императрицы Александры Фёдоровны. Платье конца XIX — начала XX века. Сшито оно по правилам, которые были введены императором Николаем I 27 февраля 1834 года. Тогда, по словам экскурсовода, существовали законы, что и какого фасона надо носить при дворе. Платье фрейлины с некоторыми элементами от русского костюма – откидные рукава верхнего платья, оформление переда наподобие крестьянского сарафана в виде сквозной застёжки на пуговицах – остроумно прозванное современниками офранцуженным сарафаном. Сшито оно было в мастерской Бульбенковой из алого бархата и белого атласа с золотым шитьем, что говорит о любви к традициям и ценностях того времени.

Детские платья (принадлежавшие дочерям Николая II, из батиста и крепдешина. С вышивкой и кружевом. Россия 1898 – 1904).

Потом все экскурсии останавливаются перед костюмом для верховой езды – амазонке (принадлежал принцессе Алисе Гессенской, будущей императрице Александре Федоровне. Выполнен из сукна, щелка. Лондон, мастерская «Хоке и Ко»). Такие амазонки делались специально с асимметричным подолом. Идеальное платье.

Платье домашнее, принадлежало Марии Федоровне (плюш, сукно, серебряная и золоченая нить, шелк).

Платье для парадных обедов из черного атласа, принадлежавшее княгине Т. А. Юсуповой (атлас, шелк. Западная Европа, 1875—1876). И генеральский мундир (Россия 1878. Сукно, стамед, шелк, металлическая нить, галун, серебро, канитель, шитье, гравировка и плетение).

Костюм для беременной из шерстяной ткани (принадлежал Александре Федоровне, шерсть, шелк, атлас, шифон, кружево, галун, бисер. Вышивка. Санкт-Петербург, фирма «А. Бризак», начало 1904).

Коллекция вечерних платьев таких парижских фирм, как Морин-Блосье и Чарльза Ворта, Ernest Kees, модный дом Лаферьер, говорит о тогдашних вкусах при дворе и о том, какие мастера тогда считались лучшими.

В конце выставки, отдельно от всех — на мой взгляд, самые любопытные работы модного дома Надежды Ламановой. Именно они поразили Париж на всемирной выставке начала века. О них говорили как о русской моде. Они стоят рядом с парижскими платьями модного дома «Дусе» (платье из желтого бархата), «Сестры Калло» (платье из шифона телесного цвета, декорированное вышивкой, желатиновыми и золотистыми бисером и блестками), модного дома «Пакен» (из шелкового муслина), и, конечно, Поля Пуаре (их панбархата и шелкового тюля, декорированное металлической нитью, кружевом, стеклярусом, бисером, жемчугом и вышивкой).

Вот такая сногсшибательная выставка случилась в Эрмитаже, рассказывающая о роскоши как о своеобразной религии при дворе российских императоров. О моде на роскошь, корни которой надо искать в Западной и Восточной Европе прошлого века.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram