Обзор

Как доставали вещи советские женщины во время тотального дефицита

Во время тотального дефицита, когда даже за молоком выстраивалась огромная очередь, советским актрисам удавалось выглядеть на миллион. Наверняка многие женщины задумывались: как и где они доставали одежду? И чьему стилю подражали? 

В студенческие годы манекенщицы и модели недостатка в одежде не ощущали. Зачастую они приобретали элегантные платья или юбки у студентов-иностранцев, которые жили по соседству или учились в одном колледже. Также им иногда привозили наряды для поездки на разные фестивали и мероприятия. После показа или проведения встречи девушки могли позволить оставить вещи себе. Так, например, актриса Лариса Лужина получала наряды для поездки в Канны со съемочной группой фильма «На семи ветрах». На этом фестивале французский модельер подарил ей голубое кружевное платье, о котором писали местные газеты.

Иногда девушки брали вещи у своих коллег, которые ездили заграницу. Кто-то уезжал по работе, а кто-то ездил отдыхать. Изящные платья, палантины и туфли были на вес золота. Еще одним способом раздобыть заветную одежду было удачное знакомство с нужными людьми. Например, благодаря хорошим отношениям с Кларой Лучко Лужина одевалась  в знаменитой двухсотой секции ГУМа.

— Там отоваривались жены партийных работников, но и некоторым актрисам по знакомству удавалось туда пробиться. У Лучко такие знакомства как раз были. И она меня повела. Это было очень ценно: после возвращения в Советский Союз я все не могла привыкнуть к тому, что одеваться стало негде. А в двухсотой секции все имелось: импортные сапоги, шубы, пальто, костюмы.

Многим девочкам любовь к красивой одежде передавалась от мам и теть. Женщины водили своих детей на зарубежные фильмы, где снимались актрисы в шикарных нарядах. А после просмотра ленты юные красавицы бежали домой и рисовали эскизы, которые потом отдавали портнихе. Ткани обычно выискивали в комиссионных магазинах среди привозных отрезов. Так  актриса  Светлана Светличная искала обрезки в комиссионках, а потом шила из них потрясающие наряды.

— Могу купить понравившуюся вещь и, если в ней есть что-то лишнее, обязательно ее переделаю. Да так, что все будут завидовать и никто не догадается, что она недорогая. Нужно уметь носить вещи, — рассказала Светлана Светличная.

Кто-то с самого начала шил платья, а не покупал с рук или заказывал у портних. Так Алла Будницкая стала одной из лучших портних в столице. Её наряды носила сама Алла Пугачева.

— Благодаря маме в молодости я одевалась лучше всех, — вспоминает актриса. — Мой дядя присылал из Парижа журнал «ELLE», и мама шила мне и всем моим подружкам такие же наряды, какие носили француженки.

Те, кому удавалось выхватить заветное платье в комиссионке, просили украшения у состоятельных родственников или знакомых. Например, актриса Наталья Утевлевна свекровь одолжила жемчужные серьги, брошь с изумрудами, сапфирами и рубинами.

— На мне все хорошо сидело, и газеты писали, что советская актриса очень элегантно одета, — вспоминает Наталья Утевлевна.

Некоторые артисты покупали платья, а затем перешивали их или дорабатывали. Советские женщины не расстраивались отсутствию широкого ассортимента и руководствовались девизом: «Дефицит рождает фантазию». Благодаря такому наставлению мы видели их в элегантных нарядах.

Худенькие девушки шли на ухищрения и покупали сразу по 2 платья в «Детском мире», а потом перешивали в одно. Все товарищи завидовали и гадали, это «Кавалли» или «Гуччи». Даже если с деньгами было совсем туго, а выглядеть на все 100 хотелось, красавицы покупали ситец, ленты для отделки и сами придумывали наряды. А если не было средств даже на ситец, то женщины по нескольку раз перекраивали давно забытые платья.

Людмила Гурченко 200 из 800 платьев сотворила сама. Она приходила после работы и занималась шитьем. Причем не на швейной машине, а в ручную: с помощью иголки и нитки. Она часто перекраивала платья, так она не пожалела костюм от Кристиана Диора  и  дополнила его самодельной брошкой, а к платью Кавалли пришила банты.

— Купишь в комиссионном идиотское платье большого размера, — писала в своей книге актриса. – Сидишь, крутишь, вертишь, выходишь – все ахают! Где купила? Да так, говорю, случайно досталось, заморское… И все верили. А потом, через время – хвать от него рукава, а вместо складок юбку «дудочкой». И идешь как японская гейша, тюк-тюк-тюк каблучками. Фурор! А одно платье перешивала рекордное количество раз. Уж больно материал был занятный.

Главным для обычной советской труженицы был усредненный стандарт: нужно было выглядеть как все. В стране, где слово коллектив звучало повсюду, индивидуальность не приветствовалась. Толпа выглядела довольно однообразно. Но среди этой толпы выделялись советские женщины, которые искали лазейки и способы, чтобы выглядеть грациозно и элегантно.

Срочные новости в нашем Telegram