Интервью

Учитель года Максим Иванов о «Камеди», Германике и романтиках

«В карельской столице подвели итоги традиционного конкурса «Учитель года». В педагогическом мастерстве соревновались 75 педагогов. Лучшим учителем Петрозаводска был признан преподаватель истории и обществознания Державинского лицея Максим Иванов». Так звучит официальная информация с новостных лент. Но мы всегда хотим видеть человека. Настоящего – с пристрастиями, особым мнением и взглядами.

— Максим…  Максим Викторович, ты прямо говоришь, что тебе ни за что не  хочется превращаться в героиню фильма Ростоцкого «Доживем до понедельника» — учителя русского языка и литературы Светлану Михайловну, которая считала, что она не должна знать всяких «второстепенных авторов»…

— Да. Если учитель замыкается в своем предмете – это грустно. Он не соответствует запросам учащихся, времени.

— Расскажи немного про конкурс...

— Участники должны были пройти два конкурсных испытания: открытый урок и представление инновационного опыта. Мой открытый урок состоялся 11 апреля в Университетском лицее и был посвящен общению как межличностному взаимодействию. Затем в Центре развития образования состоялось представление педагогического опыта. После этого объявили 7 финалистов. Для них приготовили финальное задание, урок-импровизацию на 15 минут. Тема урока – фраза Карамзина: «Слова принадлежат веку, а мысли словам».

Carpe diem – так называется твой блог. И ты хочешь ловить момент?

— Более того, хочу, чтобы его ловили мои ученики!

— Кто твоя аудитория? В школе – если взять даже одну параллель, 8-е классы, уже будет 104 потенциальных читателя…

— В основном школьники, учащиеся с 8 по 11 класс, но и выпускники тоже.

— Ты всегда откровенен, открыт, либерален. Это все твои козыри?

— Это часть меня. Не думаю, что открытость и откровенность всегда были и есть мои козыри. Увы, в наше время многим это не нравится, многих это пугает.

— Утром на «Эхо Москвы» услышал о том, что Единый государственный — неэффективный. 56 процентов россиян так считает.

— Он не выполняет главную функцию. ЕГЭ подразумевал внешнюю оценку, чтобы заменить советское «думаю о двойке, а ставлю три». Но это не работает, многие списывают, подкупают учителей, пользуются телефонами и интернетом. Увы, в этом виноваты учителя, которые ведут себя как в том анекдоте, что за такую зарплату нужно не только плохо работать, но и вредить.

— Откуда у школьников эта ностальгия по СССР? Ладно, может у меня в голове живут определенные мифы. Развенчай.

— Многое в этом вопросе исходит из семьи. Родители часто как герои Масяни: «а я то в Советском союзе у-у-у-у, а я то в СССР м-м-м-м-м». Была сверхдержава, боялись, уважали и т.д, а сейчас этого нет. При Брежневе многие могли себе позволить отдых, по крайней мере в Крыму, сейчас — нет. Да и многие учителя — поколение советское, им Сталин импонирует, а репрессии опускаются.

— Но, с другой стороны, они хотят уехать за границу?

— Да. Очень многие хотят уехать. Очень много сильных учеников мечтают перебраться хотя бы в Финляндию.

— Я тут прочитал фразу Фазиля Искандера: «Искусство развлечения всегда было, но оно должно занимать свое место. Расцвет индустрии развлечений свидетельствует о неправильно понятой свободе». И тут же на ум приходят все эти «Камеди» и «Наша Раша».

— Это, в какой-то степени защита организма. Мы очень долго не смеялись ни над чем, а теперь решили посмеяться над всем. У нас одни юмористические программы на каждом канале.

У меня на уроке есть традиция. Я начинаю с новостей, что такого произошло в мире. Помню однажды рассказывал о чем то страшном, кого- то убили, а реакция некоторых — смех. Вот это неправильное понятие свободы!

— В «Доживем до понедельника», «Чучеле» и «Школе» показан один и тот же класс. Что так все всполошились в начале 2010 года, когда на Первом показали сериал о школе?

— Германика не показала ничего нового. Видел я все это в своей родной школе. Да и в петрозаводских творится иногда такое, что и Германике не снилось. А налетели все — она ведь неуч, школу презирала, говорила, мол, «на хрена мне Куликовская битва», дура, конечно. Это всех очень взбесило. Мол, вот, неуч, школу ненавидит, и вот продукт — сериал. Но никто не хочет смотреть в зеркало.

— Ты ведь еще и классный руководитель? Скажи сразу, есть в классе Будилова?

— Можно будет найти Будилову, окей. В «Школе» очень многие увидели свою школу. Тут не ирония, тут не сатира. Здесь реализм.

— У меня такое ощущение, что молодые не знают, что делать с информацией (с интернетом, тем же).

— А мало кто учит школьников в потоке информации разбираться. У нас ведь подход: чем больше, тем... Мы пихаем в голову, не лезет, но мы еще и ногами прижмем и дальше пихаем. Школа делает заказ ВУЗов, но не развивает, дает огромную теоретическую базу, но мало практики.

— На каких примерах должны учиться школьники?

— На парне из «Бронзовой Птицы».

Мы долго перебираем знаменитостей , среди них — Лихачев, Чулпан, Джаред Лето, Ваня Ургант, Ломоносов, Прохоров. Марк Цукерберг. Сергей Лазарев, Андрей Малахов, Дементьева, Лео, Гришковец.

— Аршавин?

— Игорь Акинфеев.

— Ты можешь сформулировать свою цель?

— Я хочу, чтобы российская молодежь из инфантильных, аполитичных существ превратилась в людей, которые думают, ищут, находят, реализуют — в идеале это субъекты гражданского общества. Все начинается с маленьких дел. И в школу сейчас идут романтики. Учителя сегодня – это либералы конца XIX века, проводившие политику “малых дел”.

Руслан Терентьев

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram