Эльвира Аверьянова: если мы не отстоим музей «Кижи», через год его не будет
На встрече собрались все сотрудники заповедника, не согласные с таким решением. В руках у людей были плакаты, на которых и они выразили свой протест против кандидатуры нового директора. Сотрудники музея уже направили президенту России срочную телеграмму.
Как объяснила теперь уже бывший директор музея Эльвира Аверьянова, для нее подобная новость стала настоящим ударом. Не знали о грядущих изменениях и в правительстве Карелии. Аверьянова не исключает, что назначению Нелидова на пост директора музея посодействовал карельский сенатор Владимир Федоров. Именно его помощником сейчас, кстати, и является бизнесмен Иван Романов. Директор музея от сенатора такого никак не ожидала.
— Насколько мне известно, в тот момент, когда в Минкульте России решался вопрос о назначении, там присутствовал и Романов, — рассказала Аверьянова. — Как такое возможно: со мной министр даже лично не захотел встретиться, а Романов спокойно расхаживает по министерству? Чем я заслужила такое отношение? После того, как мне позвонили и сообщили эту новость, трубку взял Нелидов. Он попытался убедить меня, что все будет хорошо и что как специалист я нужна музею. Но я даже разговаривать с ним не стало. Потом мне стали поступать новые звонки, меня пытались убедить уйти со своего поста добровольно – у меня бессрочный трудовой договор и министр культуры не может просто так разорвать его, ведь никаких претензий к моей работе у него не было.
Но уходить Аверьянова не собирается. Наоборот, директор настроена на серьезную борьбу, больше не ради себя, а ради сохранения музея. Тем более никаких документов она не получала, а приказ о назначении Нелидова еще не подписан.
— Если мы сейчас все вместе не отстоим музей, через год его просто не будет, — уверена Аверьянова. — Я читала, что Нелидов рассказывал о Кижах на брифинге в Москве. Он же даже не понимает, о чем говорит! А Романов, когда презентовал свою концепцию развития Кижей, даже не мог точно сказать, где находятся те памятники, о которых он нам всем рассказывал. Я не понимаю, как Нелидову вообще не стыдно браться за музей после того, что он сделал с нашей республикой. Он ведь даже не представляет, что такое музей!
Сотрудники заповедника сетуют: в последнее время российское правительство почему-то решило, что музеи должны приносить прибыль и зарабатывать деньги. Но при этом они забывают, что главная цель музеев — изучать и сохранять. А обеспечивать поток туристов – совсем не их задача.
— Мы боремся за сохранения первозданного вида каждого камня, который есть на острове, — говорит Аверьянова. — Но если к управлению музеем допустить Нелидова и его команду, начнется захват территорий и повсеместное строительство. Причем строить будут там, где нельзя. Для этих людей главное – заработать деньги, а не сохранить историю. И очень скоро наш величайший памятник окажется зажат в тисках гостиниц, коттеджей, кафешек и баров…
Увы, похоже, что министр культуры России Владимир Мединский с Андреем Нелидовым на одной волне: недаром же, комментируя свое решение, министр отметил: каждый год Кижи посещают все меньше туристов, а деньги при этом на содержание музея выделяются приличные, поэтому ситуацию нужно менять.