Петрозаводчанку, которая хотела вернуть своих детей на родину, задержала финская полиция
Вот уже второй месяц петрозаводчанка Светлана Карелина не может вернуть детей, увезенных отцом в Финляндию. Мужчина не только отказывается возвращать шестилетних Артема и Соню на родину, но и всеми возможными способами препятствует их встречам с матерью. Напомним: в ноябре отец двойняшек – Сергей Тимонен – забрал детей на несколько дней к себе в гости в Йоэнсуу. Мужчина – гражданин России, однако имеет вид на жительство в Финляндии, выданный ему до 2016 года.
Сергей, мечтавший, чтобы его сын и дочь жили в Суоми (об этом говорит его бывшая супруга), внезапно решил, что им больше нечего делать в России. Он даже не приехал на заседание суда, на котором определялось, с кем и где будут проживать двойняшки. Между тем карельская Фемида постановила, что граждане Российской Федерации Артем и Соня должны проживать с матерью на территории России и только здесь в строго оговоренные часы видеться со своим отцом.
Казалось бы, какие могут возникнуть трудности? Финского гражданства у детей нет, в решении суда четко прописано, с кем они должны жить. Однако финскую сторону, похоже, такие «мелочи» не особо интересуют. Когда, устав от разлуки с детьми, Светлана Карелина выяснила адрес, где живет сейчас Сергей Тимонен, и приехала в Йоэнсуу, чтобы хотя бы обнять, наконец, сына и дочь, она неожиданно оказалась… в полиции.
– Сергея дома не было. Дверь нам, услышав мамин голос, открыла Соня, – рассказывает Елена Ильина, юрист Светланы. – С детьми сидела какая-то женщина. Мы поинтересовались, кто она такая, но внятного ответа не получили. Она позвонила Сергею, и тот сразу же вернулся домой. Он начал снимать нас на видеокамеру и вызвал полицию.
Больше часа Светлана Карелина провела в полицейском участке.
– В полиции Светлане стало плохо, – говорит Елена Ильина. – И ничего удивительного. Не дай бог такое никому пережить.
Чиновники, ау!
Светлана потратила большие деньги на то, чтобы сделать все необходимые документы для возврата детей на родину, обегала все возможные министерства, службы и ведомства, обращалась к чиновникам разных уровней и рангов. И… тишина. Те, от кого Карелина ожидала поддержки в первую очередь – представители Посольства Финляндии в Петрозаводске, представитель МИД России в Петрозаводске, уполномоченный по правам ребенка в Карелии и прочие – пока и пальцем не пошевелили, чтобы помочь матери вернуть детей. Проигнорировал просьбу о помощи и доблестный детский защитник Павел Астахов. Единственным человеком, услышавшим Карелину, как это ни странно, стала депутат Валентина Пивненко. Она озвучила проблему на заседании Государственной думы.
– Финские адвокаты навязывают мнение о том, что детям – гражданам России, у которых мать – гражданка России, будет лучше жить в Финляндии, а не с матерью, врачом-педиатром, которая работает на скорой помощи. Она занимается воспитанием детей, водит их в детские дошкольные учреждения, в творческие кружки, обеспечивает занятия с логопедом, – говорит Пивненко. – Отец живет в Финляндии на пособие, которое получает от финских властей. Я понимаю, что такой отец наверняка заинтересован не в том, чтобы детям было хорошо, а в том, чтобы получать в больших объемах пособие, чтобы на него содержаться самому, потому что он там не работает.
Законы хорошие, люди пассивные
Сергей Тимонен, невзирая на решение Петрозаводского суда, обратился в финский суд с заявлением об установлении единоличного опекунства над детьми и определения в качестве места жительства для детей территорию Финляндии.
– Все, что он пишет о Светлане в своем исковом заявлении, вывернуто наизнанку, – говорит Елена Ильина. – В частности, он указывает, что в декабре 2011 года Светлана украла у него детей и выехала в Россию, хотя тогда они все вместе приехали в Россию, и доказательством являются отметки в паспортах (в 2011 году Светлана и Сергей пробовали вместе переехать в Финляндию на постоянное место жительства, но жизнь на чужбине не сложилась, и Карелина вместе с детьми вернулась на родину. Сергей, хотя и принял решение остаться жить за границей, в той поездке сопровождал семью в Петрозаводск. – Прим. авт.).
– Мы были в Финляндии в российском консульстве, – рассказывает юрист Карелиной. – И пришли к единственному выводу: у нас хорошие законы, а бесправны мы потому, что люди, которые занимают посты, сидят на своих местах и ничего не хотят делать. Все, чем помогли нам в российском консульстве – посоветовали нанять финского адвоката. В частности, для того, чтобы представлять интересы Светланы в финском суде. А это от 600 до 800 евро – за ознакомление с материалами уголовного дела и подачу заявления, и еще по 1200 евро – за каждое посещение суда. Ну не потянуть Светлане такие расходы.
– В Финском консульстве в Петрозаводске нас уверяли, что Финляндия никогда не будет вмешиваться в спор граждан России, ведь ни один из членов семьи не является финном, – говорит подруга Светланы. – Однако на практике все оказалось иначе. В голове не укладывается, насколько мы, граждане России, бесправны, когда дело касается другой страны.
Сегодня о случившемся стало известно на федеральном уровне. О Светлане Карелиной трубят все российксие СМИ. Произошло это после того, как о случившемся публично сообщил финский правозащитник Йохан Бекман. После этого к решению проблемы подключился и уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов. Он считает, что изъятие детей у Светланы Карелиной — вопиющий случай, о чем и написал в Твиттере. Комментируя ситуацию «Интерфаксу», он заявил, что попросил МИД РФ «направить официальный протест по данному инциденту» и призвал финские власти «прекратить беспредел». Будем надеяться, что после этого ситуация сдвинется с мертвой точки. Мы следим за развитием событий.