«Работаю день и ночь». Парфенчиков рассказал, почему жители Карелии не живут так же, как в Финляндии

Глава Карелии Артур Парфенчиков дал большое интервью изданию dp.ru, ответив на многие актуальные вопросы. В первую очередь губернатора спросили, с какими проблемами ему пришлось столкнуться, когда он стал руководить Карелией. Ответ не стал сенсационным — конечно же, это тяжелая экономическая ситуация в республике:
Почему так сложилось — тема отдельного, очень глубокого экономического анализа. На начало 2018 года мы были в числе пяти самых сложных регионов по долговой нагрузке, по соотношению собственных доходов и долгов. Долги на четверть превышали доходы. Это тяжелейший макроэкономический фактор, накладывающий отпечаток на все, влекущий за собой все остальные сложности, в том числе и невозможность реализации федеральных целевых программ, и неучастие во многих федеральных программах. Можно перечислять все точечные проблемы, но большинство из них упирается в отсутствие денег — все на федеральные деньги сделать невозможно, а сами мы в лучшем случае с трудом выполняли социальные обязательства.
По словам Парфенчикова, он сразу начал действовать, и улучшения начались:
Мы пошли на очень серьезные соглашения с Минфином, взяли на себя тяжелые обязательства по нормированию наших расходов, но главным условием выполнения этих обязательств был рост собственных доходов. Нужно было решить любые проблемы, так или иначе влияющие на доходы, на неналоговые поступления. В первую очередь мы снизили тарифы. Притом что ситуация в регионе в целом сложная, у нас еще были самые высокие тарифы в России, сравниться с нами могла только Камчатка. Мы за полгода снизили тарифы на 46%, за счет попадания в список федерального центра по оптовой сбытовой надбавке. Сейчас у нас на низком напряжении, на котором работает малый и средний бизнес, — 5,5 рубля, а было 10. Теперь мы, наоборот, стали одним из самых привлекательных регионов с точки зрения тарифов. И весь бизнес у нас уже к концу года сэкономил около 3 млрд рублей, его эффективность выросла на 15%, а рост налоговых и неналоговых поступлений составил 34%. Мы существенно, на 26%, сократили государственный долг, став одним из самых успешных регионов по сокращению госдолга, в том числе по федеральным рейтингам. И если в прошлом году мы были одними из худших в стране, то сейчас по итогам 9 месяцев вышли на 62-е место по состоянию финансовой структуры нашего бюджета, и это уже другой макроэкономический формат.
Он также рассказал, как планирует возрождать и нормализировать деятельность крупных карельских предприятий. Например, Кондопожского ЦБК:
Во-первых, в сфере лесопереработки. У нас серьезный проект вместе с Сегежским ЦБК по развитию Сегежского кластера с инвестициями на десятки миллиардов рублей. Эти инвестиции «двинут» весь среднекарельский экономический кластер. Это не только производство целлюлозы, это и деревообработка, и стройматериалы, древесные плиты, развитие химии, переработки остатков древесины. Это якорный проект для Средней Карелии. Конкретно сейчас мы работаем над формированием лесосеки, которая нам для этого нужна.
Другая важная задача — работа по выводу из банкротства нашего Кондопожского ЦБК. И здесь мы ожидаем инвестиции, которые позволят приступить к его реконструкции и переформатированию на серьезную многолетнюю экономическую перспективу. Сегодня завод работает, производит продукцию, мы освободили его от непрофильных активов, забрали социальные объекты. В следующем году мы выведем предприятие из банкротства и приступим к его модернизации. Кондопожский ЦБК — не только флагман Карелии, но и одно из самых серьезных исторических предприятий в сфере целлюлозной промышленности в России.
Во-вторых, мы активно работаем совместно с белорусским предприятием «Амкадор» над возрождением на территории Карелии производства техники для лесозаготовок. <...> Мы надеемся, что машиностроение, которое исторически свойственно Карелии, вернется к нам. Мы нацелены на производство абсолютно конкурентоспособной техники на современном уровне, «Амкадор» в этом смысле серьезный партнер, имеющий предприятия за рубежом. Общий объем инвестиций оценивается на уровне $250-300 млн, а объем выпуска машин составит не менее 1 тыс. единиц в год, что сразу выводит предприятие на лидирующие позиции на рынке.