Техника или люди: кто виноват в том, что спасатели сразу не помогли тонувшим на Сямозере детям
Следком выясняет, почему звонок в службу спасения 112 от одного из тонувших на Сямозере в Карелии ребенка поступил в районную больницу, а не в специальный центр.
— Нам предстоит ответить на главный вопрос, как получилось, что призыв о помощи, поступивший на телефон спасения 112, не был услышан специалистами Центра обработки вызовов в Петрозаводске, куда поступают все сообщения по «Системе-112», — рассказывает следователь СК РФ "Лайфу".
По его словам, в ближайшие дни следователям предстоит проделать огромную работу по сбору и обработке большого массива технической информации, чтобы разобраться, почему звонок ребенка Всеволода, который впоследствии погиб, был переведён на номер 103.
– В результате, скорее всего, сбоя техники вызов приняла дежурный фельдшер Суоярвской ЦРБ Ирина Щербакова, — рассказывает оперативник. — Фельдшер не передала информацию спасателям и даже не зарегистрировала звонок в журнале экстренных звонков, приняв вызов за ложный. «Сева кричал, что мы тонем. А ему: мальчик, не шути так», — вспоминают выжившие участники злополучной экспедиции.
— Скорее всего, фельдшер испугалась выговора за регистрацию ложного вызова. Страх перед начальством погубил детские жизни, — говорят в СК РФ. – Но и, конечно, технический сбой в самой системе «112» привел к трагическим последствиям.
На суде говорили, что фельдшер не отреагировала на звонок тонувшего мальчика из-за качества связи. Она была прерывистой и в итоге прервалась. В СК считают, что вина Ирины Щербаковой в том, что она не проинформировала органы внутренних дел и МЧС об экстренном вызове, не отразила получение сообщения в журнале вызовов.
Однако у следователей есть много вопросов не только к фельдшеру, но и к руководству Главного управления МЧС по Карелии. Ранее в региональном МЧС РФ заявляли, что первое сообщение о ЧП на Сямозере поступило от жителя деревни Кудама 19 июня в 11:15 по московскому времени.
— Сразу после этого звонка на место были направлены спасательные подразделения, первые из которых прибыли туда в 12:20, — заявляли в МЧС Карелии.
— Сейчас вот нам и предстоит выяснить, что же произошло. Почему МЧС либо не могло найти информацию о звонке Всеволода на 112, который перевелся на 103, или в спасательном ведомстве что-то скрывают, — говорят следователи.
Эксперты говорят, что накопившиеся претензии к системе «112» в большинстве своем обоснованы, и отмечают невысокую эффективность работы этой службы. По словам зампреда комиссии по безопасности Общественной палаты Дмитрия Чугунова, у службы «112» две основных проблемы: непрофессионализм сотрудников и невысокая скорость реакции.
— По сути, система «112» — это ретранслятор, который просто получает и передает информацию профильным ведомствам. При этом велик риск, что на каком-то уровне пакет этой информации потеряется. Мне сотрудники МВД лично рассказывали, как получили сообщение о потасовке через два часа после того, как она закончилась.
Поймите, единый телефон 112 — это не номер экстренной службы, а телефон обычного call-центра, оператор которого занимается только тем, что передает полученную от заявителя информацию в полицию, скорую помощь, пожарную охрану. А специалисты данных служб уже спешат на помощь, — говорит представитель МЧС. — Вот пускай следствие и разбирается, почему фельдшер не передала данные о терпевших бедствие детях спасателям и полицейским.
В 2016-м на развитие «Системы-112» выделено 454,3 млн рублей. Деньги распределят по 25 регионам. Из этой суммы Карелия получит лишь 18 миллионов, или 4%. Из регионального бюджета наскребли еще 1 млн. При этом, как следует из сообщения местного МЧС, помещения Центра обработки вызовов в Петрозаводске, куда поступают сообщения по «Системе-112», нуждаются в капитальном ремонте и обновлении оборудования.