Daily News

Задержанный в Петрозаводске финский журналист: «Это похоже на подставу»

Тот самый финский журналист, задержанный во время интервью с экс-мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной, сегодня утром дал нам интервью и сказал, что всё произошедшее, на его взгляд, обыкновенная подстава.

Эса Туоминен – свободный журналист из Финляндии, сотрудничающий со множеством изданий, некоторые из них специализируются на финско-российских отношениях. Прекрасно говорит по-русски, нашу страну любит и уважает, даже жена у него – русская. Вот уже 25 лет Эса ездит в Россию, как сам говорит, «взял тысячи интервью», но ни разу с ним не происходило того, что случилось в минувшую субботу в Петрозаводске.

Напомним о том абсурдном случае: Туоминен пригласил бывшего мэра Петрозаводска на интервью, которое решено было провести в одном из кафе города. Спустя примерно час после начала разговора к финну подошли два полицейских и пригласили Эсу проследовать за ними. В УФМС выяснилось, что у журналиста нет аккредитации для работы в России, а это нарушение. Позже оказалось, стражей правопорядка вызвали две девушки, сидевшие за соседним столиком. Их внимание якобы привлек иностранный акцент журналиста. Кроме того, их взволновало то, что незнакомец беседовал с Ширшиной. Решив, по их версии, «проявить бдительность», девушки и позвонили в полицию.

Сам Эса, несмотря на штраф в 2 тысячи рублей и – на минуточку – аннулированную российскую визу, вспоминает эту ситуацию с юмором. Первым делом он попросил нас не сравнивать его с «борцом за свободу» или «жертвой репрессий». Отсутствие документов финн объясняет тем, что он – не официальный корреспондент, а, как сам говорит, «командировщик», фрилансер. То есть официально он не числится в штате ни одного из финских изданий.

— В Финляндии, к примеру, вообще нет такого понятия, как аккредитация, но это другой вопрос, — говорит он. – Мне кажется, что корреспондент иностранного СМИ — это все-таки официальное лицо, на постоянной основе работающее в России. Как бы то ни было, я признаю, что нарушил закон, и в ближайшее время буду добиваться официальной аккредитации. Но что, если теперь мне откажут в ней? Такая возможность ведь есть, не так ли? Думаю, это будет крайне неверно со стороны российских властей — они сделали мне предупреждение, а я признал ошибку и исправился, так? Посмотрим, что будет.

Эса также рассказал, что задержали его на четыре часа, на протяжении которых ему без конца давали подписывать какие-то бумаги. Обеспокоенная Галина Ширшина все это время ждала его на улице в машине.

— Я убеждал ее поехать домой или хотя бы перекусить, — вспоминает он. – Но она отказалась. Большое спасибо ей за участие. А по поводу бумаг – их было 30 или 40, и если сначала я читал, что там написано, то под конец настолько устал, что наверняка что-нибудь мог пропустить.

Все произошедшее, считает Туоминен, неслучайно. Слишком уж всё это странно выглядит. Пыталась поговорить с девушками и сама Галина Ширшина – те поехали вместе с Эсой и полицией, а позже выступили свидетелями.

— Они заверили меня, что даже не слышали сути нашего разговора, — рассказывает она. – Даже любезно уточнили, что в какой-то степени побеспокоились обо мне: «Вдруг этот иностранный журналист что-то плохое бы о вас написал»? В общем, ерунда какая-то.

Эса Туоминен сейчас искренне переживает, что в связи со сложившейся ситуацией ему не позволят поговорить с депутатами городского совета, отправившими Ширшину в отставку, – а ведь он планировал представить в своей статье и вторую точку зрения, как полагается. И хотел бы все-таки попросить их об интервью, если ему разрешат. В Петрозаводске он пробудет еще пару дней.

— Скажу одно: пока у вас в стране ТАКИЕ бдительные девушки, ей ничего не грозит, — горько шутит он. – А если честно, все это очень похоже на обыкновенную подставу.

P.S. Добавим от редакции: очень хотелось бы найти тех самых девушек и расспросить их об этом случае. Надеемся, столь активное гражданское самосознание подстегнет их высказаться.

Срочные новости в нашем Telegram