Обзор

«У современных детей нет двора и нет нормального общения». Попросили людей разных поколений вспомнить, в какие игры они играли

В свое время мы писали об игрушках, в которые играют современные дети. Глядя на этих навороченных монстров и длинноволосых разнаряженных кукол, взрослые любят вздыхать, мол, в наше время игрушки были совсем другие. Мы попросили людей разных поколений вспомнить, в какие же игры принято было у них играть и чем они себя развлекали:

Игорь, 48 лет:

— «Суровое детство, деревянные игрушки» — иной раз можно услышать такую шутливую фразу, но мне кажется, мое детство можно назвать счастливым, хотя некоторые игрушки в самом деле были деревянными. И в первую очередь это выпиленные из досок пистолеты с резинками, стреляющие пульками. Мальчишкам хотелось поиграть в войну, но в «Детском мире», напротив которого я жил, продавалась какая-то ерунда: пластмассовые пистолеты, причем почему-то непременно пацифистских цветов — зеленые, голубые. Да и такое «оружие» не слишком часто там появлялось, потому все мальчишки в нашем дворе увлекались выпиливанием пистолетов из досок. Новые доски брали на стройках, которые, как правило, никто не охранял, а старые или обрезки можно было подобрать во дворе: наметанный глаз сразу видел, сойдет на «пестель» или нет. У некоторых моих товарищей имелись целые коллекции пистолетов, не только одно- , но даже и двухзарядных. Пульки делались из алюминиевой проволоки, а самой большой проблемой было достать венгерские резинки: они стоили дешево, но редко продавались в магазинах, зато когда появлялись, все мальчики наперегонки неслись туда.

Те мальчишки, которых я знал, стреляли в основном друг в друга и никогда — в животных и птиц. С пистолетами старались играть осенью, когда все уже носили теплую одежду и можно было поразить «противника», но не больно. Я слышал, что из-за этих пистолетов кто-то из детей остался без глаз, но в жизни с такими случаями мне сталкиваться не приходилось. Это были реальные игры; кроме того, мальчики учились мастерить, работать с лобзиком, ножом, напильником, долотом. Мы играли в разведчиков, когда надо было куда-то незаметно подкрасться и что-то добыть, причем полностью входили в образ. Носились по крышам гаражей, перепрыгивая с одной на другую, забирались в подвалы домов, строили шалаши из всякого хлама. А однажды, когда я ехал в троллейбусе с двумя «заряженными» деревянными пистолетами, засунутыми за голенища резиновых сапог, рядом оказался милиционер. Он спросил: «Что это у тебя?» Я вытащил пистолеты и молча протянул ему. Милиционер «разрядил» их и отдал мне со словами: «В транспорте нельзя ездить с заряженным оружием».

Нина, 50 лет:

— Когда весной начинало пригревать солнце, мы с дворовыми подружками то и дело поглядывали на южную часть двора, потому что именно там каждый год играли в «классики». Как только асфальт высыхал, мы бежали туда с мелками и начинали чертить. В основном мы рисовали по десять (пять параллельных) квадратов, а в конце был полукруглый «дом». С переходом в каждый «класс» правила усложнялись. Был еще какой-то «огонь», но с чем это связывалось, уже сказать не могу, забыла. Помню, что главным было не задевать линии, а важнейшей деталью игры считалась «битка» — «приигранные» битки очень ценились. Как правило, это была круглая жестяная баночка из-под сапожного крема, набитая песком и немного притоптанная. У меня всегда были хорошие «битки», но меня далеко не всегда сразу принимали в игру, потому что я была абсолютным чемпионом и всегда всех «обскакивала». В результате приходилось ждать, но я и после почти всякий раз обгоняла подружек.

Варвара, 47 лет:

— Мне очень нравилась игра в «ножички», потому что в ней был определенный азарт. На песке или чаще на земле очерчивался круг, мы по очереди кидали и втыкали, как правило, перочинный складной ножик, который имелся далеко не у каждого. Мы нарезали и делили землю в этом круге, и надо было устоять на «своем» участке, хоть на носочке, иначе он отбирался. А еще мы поливали водой песок в песочнице и строили из него целые замки! Делали принцесс из одуванчиков: желтый цветок служил юбочкой, а зеленый стебель мы делили на пряди, а потом бегали макать их в речку Лососинку, отчего они завивались! Мастерили мебель из спичечных коробков: шкафчики, комоды. Одной девочке с нашего двора родители привезли из Германии маленькую пластмассовую плиту с крохотными конфорками — все с ума сходили от восторга, если она позволяла поиграть с этой плитой. А еще мы делали «варенье»: толкли растущие неподалеку волчьи ягоды (мы знали, что он ядовитые) и играли в «ресторан», если кто-то выносил посудку. Как правило, это был беленький пластмассовый сервис с кофейником, чашечками и блюдцами — думаю, многие люди моего поколения его помнят. В школе из стирательных резинок (ластиков) с помощью ниток делали «роботов». Такой «робот» сидел на парте во время уроков буквально у каждого ученика. Но мне «робот» был не слишком интересен, и я сделала собачку!

Александра, 56 лет:

— Когда я училась в школе, в нашем дворе было очень много детей, и они всегда гуляли во дворе. В выходные и на летних каникулах родители вообще не могли зазвать нас домой даже пообедать. Помню, если к какому-то ребенку обращались с просьбой типа «вынеси мяч», сразу следовал ответ: «Меня домой загонят!» Первым вопросом, когда мы собирались во дворе, был: «Во что будем играть?» Крайне популярной была игра в «казаки-разбойники», когда мы рисовали стрелочки, по которым нас преследовали. А еще мы играли в «план», когда надо было найти бумажку, где было расписано, куда идти. Популярными были игры «тише едешь — дальше будешь», «краски», «на столе — под столом». Не помню всех правил, но никогда не забуду ощущение счастья, когда что-то настолько захватывает, что будто летишь над миром и думаешь: «Ничего лучше и быть не может!»

Надежда, 47 лет:

— Мы играли в «резиночки» не только во дворе, летом, но и в школе, на перемене, круглый год. Концы резинки (в те времена обычной, той, что продавалась «для трусов») нужно было связать, чтобы получилось кольцо. Два игрока становились друг напротив друга, одевали резинку на ноги, опуская до уровня щиколоток. Игроки расходились, резиночка натягивалась. Третий игрок начинал прыгать таким образом: прыжок — ноги с двух сторон от одной резиночки, другой прыжок — ноги с двух сторон от другой, выпрыгиваем обеими ногами с другой стороны резинки. Далее резинка поднималась, и правила существенно усложнялись. Еще были «бомбочки» из бумаги, которыми в школе перекидывались на переменах, становясь в круг. Так мы играли уже в старших классах, это было нормальное спокойное увлечение.

Валентин, 67 лет:

— Как только наступала зима, появлялся снег и лед — вот это было время! У каждого из нас имелись в запасе фанерки или просто картонки, чтобы кататься на ледяных горках. Как не отбили себе попу, не знаю, потому как подпрыгивали на всех ухабах — чем круче была горка, тем было веселее! Мы с приятелями выискивали самые жуткие горки и с восторгом съезжали с них. Кто-то умудрялся спускаться оттуда даже на санках, но я так не рисковал. В те времена обычным было видеть ребятишек, ползущих наверх по обочине вереницей, как рабочие муравьи, чтобы затем за несколько секунд снова спуститься вниз. Увлекались мы и хоккеем. Выпиливали из досок клюшки, делали шайбы из банок для сапожного крема. Нормальных коньков почти ни у кого не было, потому катались в валенках, но это никого не напрягало. Сами заливали каток во дворе, таская воду: без устали носили по много ведер из своих квартир. Получалось, конечно, не очень, но нам было все равно — лишь бы лед! Ворота делали из ящиков, досок — из чего придется, но какой был азарт!

Анна, 91 год:

— Я из того поколения, когда кукол не покупали, а шили. Мы с сестрой росли без отца, который трагически погиб, маме было не до шитья игрушек, потому я сама училась делать кукол, чем, впрочем, увлекались и все мои подруги. Главным было найти нормальные лоскутки, а умение было вторичным. И шили, и лица рисовали — кто как умел. Однажды у меня получилось очень криво, один глаз туда, другой — сюда, но при этом полюбила эту куклу-бедняжку больше всех остальных. У куклы одной из девочек были кожаные башмачки — все мы чуть не умирали от зависти! Волосы мы им делали из чего попало — солома, пакля, нитки, но и в те времена прическа была очень важна! Еще расскажу один случай, который никогда не сотрется из моей памяти. Шел какой-то очень скучный урок, на который мне было глубоко наплевать, и я шила под партой куклу. По-видимому, учительница это заметила и вызвала меня к доске. Я так и вышла с куклой в руках и, конечно, не смогла ответить ни слова. Меня отчитали и поставили двойку. Я заплакала навзрыд, а куклу прижала к себе. На следующей перемене сидела угрюмая. Однако учительница позвала меня играть и сказала: «Анечка, ты только занимайся. А куколку, если хочешь, дошьем вместе». Мне стало очень стыдно, и с тех пор я училась только на «хорошо» и «отлично».

Станислав, 49 лет:

— «Тай-тай налетай, кто в войнушку играй!» Кто-то это помнит? У современных детей нет двора, нет нормального общения, создания ситуаций, «миров», не подсказанных компьютером, не виртуальных, а придуманных собственной фантазией. Под нашим домом был подвал, и мы выдумали, что там живут привидения! Сколько мы там лазили, что-то исследовали — впечатления были просто захватывающие, получше любого фильма! Все было как-то очень познавательно, интересно, даже и в мелочах. Помню, девчонки прыгали через скакалку: «Я знаю пять имен девочек: Ира — раз, Лена — два» и т.д. Но потом-то шло и другое: «Я знаю пять названий морей». И далеко не каждая «допрыгивала». А до чего современные дети «допрыгнут» сейчас, остается только догадываться

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram