Обзор

Замуж в 12 лет, старая дева — в 20 лет, пирог между грудей и отсутствие стыда: самые шокирующие исторические факты и традиции

Замуж в 12 лет? Групповые совокупления? Для нас сейчас это настоящий шок и вообще неприемлемо. А вот для наших предков это было в порядке вещей. Среди традиций, которые на Руси соблюдались веками, найдется немало тех, которые сегодня сочли бы преступлением, идиотизмом, проявлением отсталости и даже сумасшествия. Портал Anews собрал самые шокирующие исторические факты. Ну а мы добавили к ним немного карельского колорита.

Раннее замужество

Согласно древним традициям дочерей выдавали замуж с 12-13 лет, причем церковные правила обязывали «не медлить». В начале XVIII века Петр I установил более разумную границу, которая соответствовала европейским тенденциям: 17 лет. Но уже к концу века, при Екатерине II, Синод опять понизил брачный возраст для девушек до 13 лет.

В мемуарах описано немало случаев выдачи замуж в 12-13 лет. Встречаем подтверждение и у Пушкина – «Евгений Онегин», разговор Татьяны со старой няней:

— Да как же ты венчалась, няня?

— Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

Несмотря на детский, по нашим меркам, возраст, невесты были вполне готовы к своей взрослой роли, так как их «натаскивали» на замужество и семейный быт чуть ли не с младенчества. Впрочем, в дворянской среде, особенно после указа Петра, девушки чаще всего становились женами от 16 до 18 лет. Не вышедшая замуж к 20 годам считалась старой девой и вызывала подозрения, что у нее есть какой-то отвратительный изъян, порок.

Кстати, браки стареющих мужчин с молоденькими барышнями хотя и были распространены, все же порицались обществом как неравные. Об обратном – браке немолодых женщин с молодыми мужчинами – и говорить не приходится: это было редчайшим исключением.

От ритуальных совокуплений до отвращения к сексу

До прихода христианства наши предки не испытывали чувства стыда. Как у большинства древних народов, у славян был культ плодородия, причем плодородие земли было тесно связано с плодородием человека. Земле передавали свои силы и страсть, занимаясь сексом на вспаханном поле и даже орошая ее спермой. Встречаются сведения, что ритуальные совокупления кое-где в России и на Украине совершались вплоть до конца XIX века.

Однако в русской православной традиции даже супружеский секс стал греховным и частично попал под запрет. Из 365 дней в году 315 составляли религиозные даты и посты, когда нельзя было даже помышлять о любовных делах. В оставшиеся 50 дней церковь допускала секс только для чадородия, а не для удовольствия, поэтому сурово возбранялись позиции, в которых трудно забеременеть, например, «стоя» или «верхом на муже» – их даже считали бесовскими. А вот женщина, которую мы бы назвали фригидной, восхвалялась как добродетельная жена.

Правда, русский народ, почитая Бога, не особенно стремился следовать этим наказам церкви, за исключением, может быть, глубоко религиозных семей. Известна, например, такая старая поговорка: «Грех, пока ноги вверх, опустил – Господь простил».

Пирог между грудей

Свадьбы в Карелии проходили большею частью или осенью — до Филиппова поста, или в Рождественском межговенье. Колдуны и колдуньи на карельской свадьбе занимают первое место. С колдуньей невеста ходит в баню, колдунья одевает ее к венцу; и каких только, каких наговоров и суеверных обрядов не совершается при этом!.. Вода, которой умывается в бане невеста, идет на приготовление теста, из которого потом пекутся пироги для жениха; невеста одевается к венцу в чулане и стоит при этом на разостланной овечьей шкуре мехом вверх, на пиле и наточенном топоре.

При входе в церковь у нее поднимаются подолы платья чуть ли не до колен, чтобы они как-нибудь не коснулись церковного порога (чтобы от этого у невесты не было чирьев на теле). Стоя под венцом, она держит между грудями пироги, которые потом съедает в мужнином доме, чтобы не скучать, не тосковать по родителям. В доме жениха после венчания сажают молодых на печку и кормят брусникой или молоком.

Голые в поле

Время лемби — дорогое время для карельских девушек и женщин. В это время они приносили из лесу верес и ольховые листья для паренья молочных горшков, ломали березовые ветви для веников и собирали целебные травы и цветы. А накануне Иванова дня они шли в лес и клали в ржаныя поля полотенце, мыло и серебряную монету. В ночь на Петров день все это берется обратно и становится прекрасным средством: «ностай лемби» — пустить о себе в народе хорошую молву — понравиться любому парню.

При умывании монету опускают в воду, и девушка моется тем мылом, утирается тем полотенцем, которые все это время пролежали в поле. Чтобы пустить лемби, существовало еще другое средство — это купание во ржи. Представьте себе теплую июньскую ночь с нежным запахом распустившихся цветов; в поле, в росистой ржи, как русалки, прыгают, скачут, валяются девушки, совершенно нагие... Куда девались их постоянная застенчивость и  тыдливость? Все забыто, лишь бы «лемби-ностай» — пустить хорошую молву...

Дети сами по себе

Дети в Карелии росли так же свободно на воле, как только может расти дикое растение в лесу или крапива на задворке. Они, после того как им минуло 3-4 года, предоставлялись самим себе, и на родителях лежала лишь более легкая обязанность — доставлять им хлеб и кой-какую одежду, которая в редких случаях грела, а обыкновенно только прикрывала тело. Бегающий ребенок считался уже настолько взрослым, что родители не опасались оставлять его одного дома, уходя в лес на работу.

Но зато в первые годы своей жизни, особенно пока не появятся зубы, много горя и хлопот дети доставляли матерям. Их нужно было оберегать от худого глаза и лечить от всевозможных болезней, начиная от чесотки и кончая «призором», кормить грудью и убаюкивать в люльке по ночам – все это лежит на матери, которая и днем, как здоровый человек, не сидит сложа руки: она наравне с другими членами семьи должна выполнять все работы около дома и в лесу. «Ох уж эти мне дети... — говорит иная баба, рождающая ежегодно по ребенку, — совсем измучилась с ними, ни днем, ни ночью нет покою»... И таким образом Божье благословенье для нее обращается в чистое проклятие.

Беременной женщине запрещалось стричь волосы, чтобы не укоротила жизнь своему ребенку. Ни в коем случае ей нельзя было смотреть в зеркало, иначе ребенок родится некрасивым. Нельзя было посещать кладбище, смотреть на похоронную процессию, чтобы ребенок не родился мертвым; нельзя носить грязное платье, чтобы ребенок не стал неряхой. Нельзя было ходить в лес одной — можно напугаться, не ссориться ни с кем, не смотреть, как забивают скот — можно получить нервное потрясение, не стричь овец — овца может ударить ногой, и произойдет несчастье. Незадолго до родов будущая мать расплетала левую косу и несколько дней ходила с наполовину распущенными волосами, спрятанными под головной убор. В эти дни примерялся также один из главных оберегов — пояс: как мужской, так и женский.

«Целовники» и наказание бессемейных

Некоторые старинные масленичные традиции не дожили до наших дней и вряд ли были бы правильно поняты. Например, такой сельский обычай как «целовник», или «целовальник» – особый знак внимания молодоженам, сыгравшим свадьбу в течение прошедшего года, когда все желающие могли прийти к ним в дом и поцеловать жену.

Напротив, парней и девушек, которые остались холостыми (а значит, не выполнили своего жизненного предназначения), подвергали наказанию. В южнорусских областях чаще всего привязывали «провинившимся» символическую колодку к ноге (это мог быть, например, кусок дерева или ветка) и заставляли некоторое время ходить с ней. Откупиться от наказания можно было деньгами или угощением.

Заговор с серпом у горла

Несмотря на глубокое влияние христианства, у русского народа с древности сохранилась масса языческих предрассудков и мистических обрядов. Многие и сегодня увлекаются, скажем, святочными гаданиями или защищаются от сглаза, но, к счастью, совсем уж дикие вещи теперь не практикуются, как, например, голые забеги морозными ночами вокруг дома, чтобы приманить жениха или отпугнуть злые силы.

А некоторые обряды и моления могли быть смертельно опасными. В ночь на Ивана Купалу – один из самых разгульных праздников в году – самым важным занятием было собирать травы и коренья. Дело считалось крайне рискованным: люди боялись нечисти, но защищаться от нее крестом не могли, полагая, что сила трав в руки не дастся. Вместо молитвы читали «языческий» заговор, приставив при этом остро заточенный серп или большой нож лезвием к горлу.

Ритуальные бесчинства

Несколько раз в год, в основном в новогодние и летние праздники, молодым людям дозволялось «выпустить бесов» – устраивать погромы, поджоги, воровать у соседей, портить чужое имущество, зло и нехорошо подшучивать над людьми (например, закрыть трубу, чтобы дым шел в дом, или подпереть тяжелыми предметами двери, чтобы хозяева не могли выйти). Участники хулиганства оставались безнаказанными, хотя в любое другое время все эти действия были, конечно, неприемлемы.

Такие бесчинства, как полагают, были частью охранительных и очистительных обрядов – стать зверем, пуститься во все тяжкие, чтобы, потеряв на время человеческий облик, «освободиться от демонов» и снова его обрести.

Кулачные бои

Традиция жива и сегодня, но, к счастью, не в том виде, какой была известна с древности в течение многих веков. Обычно бои проводились по большим праздникам, зимой – на льду замерзших рек и озер. Самый знаменитый вид русского кулачного боя – стенка на стенку. Было несколько линий бойцов по возрастам: впереди – подростки 13-16 лет, затем неженатые юноши, после них – мужчины от 25 лет и старше. Несмотря на строгие правила, в пылу драки под крики возбужденных зрителей бойцы нередко теряли чувство меры.

Из статьи об истории русских кулачных боев в журнале «Русская старина» за 1913 год: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но <...> в том виде, какой они имеют в России, – в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище».

Многие русские князья и цари, от Ивана Грозного до Екатерины II, любили кулачные бои. Впрочем, и позже, в более цивилизованную эпоху, местные власти смотрели на эту опасную забаву сквозь пальцы, а некоторые влиятельные представители знати считали ее весьма полезной для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа.

Многоженство и самоубийство вдов

На рубеже IX и X веков персидский ученый Ибн Руста записал наблюдения о «стране славян»: «Когда умирает у них кто-нибудь, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица».

По его же записям, если у покойника было несколько жен и одна из них утверждает, что любила его сильнее всех, то она сооружает у трупа виселицу и вешается, после чего ее мертвое тело бросают в огонь. Самоубийство вдов упомянуто и другими древними авторами-иноземцами.

Кстати, многоженство у некоторых славянских племен подтверждается в «Повести временных лет» начала XII века – самой знаменитой из русских летописей, написанной, как считается, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Срочные новости в нашем Telegram