Архив

«Деревяшки, элитные новостройки и дом Павлова». Прогулялись по первому в Петрозаводске микрорайону, построенному на месте болота и огородов

Такое уж это место: начинать придется с конца, а заканчивать — в начале. Первые стройки на Октябрьском проспекте появились примерно там, где сейчас находится конечная остановка маршруток № 14 и 19 и дома с самыми большими номерами. На бывших совхозных полях в 60-е годы прошлого века строители стали прокладывать коммуникации для завода «Тяжбуммаш» и первых домов. Отсюда с нашим собеседником Алексеем Гавриловым мы отправляемся на прогулку по Октябрьскому проспекту и его окрестностям.

Будучи депутатом Заксобрания Карелии, Алексей несколько лет занимался проблемами Октябрьского района и теперь знает почти все его тайны.

Что такое Октябрьский проспект? Изначально это болота и огороды. А с 60-х годов прошлого века — первый петрозаводский микрорайон в классическом понимании этого слова — со всеми домами, инфраструктурой и транспортом. Этому способствовало строительство завода «Тяжбуммаш». Первый камень был заложен на пустыре в районе улицы, которая тогда называлась Широкая. Примерно в то же время улицу переименовали. На шесть лет она получила имя Патриса Лумумбы, а потом стала Октябрьским проспектом.

Часть пустыря сохранилась здесь до сих пор, на ней последние несколько лет проходят сельскохозяйственные ярмарки — головная боль жителей домов по улице Инженерной. Проблема в том, что место это совершенно не приспособлено для такой масштабной торговли: осенью здесь грязно, нет нормальных подъездов и парковок, огромные фуры приходится ставить под окнами домов. Посетители ярмарки добираются до торговых рядов по каким-то доскам, туалетов тоже нет, и торгующие решают эту проблему как могут. На городском генплане это место тоже пустует, а можно было бы построить что-нибудь хорошее, например, ФОК с бассейном вроде того, что открыли на Ключевой. Тем более что здесь лес рубить не надо и все коммуникации уже есть.

Вдоль всего Октябрьского проспекта походит ЛЭП — источник не только электричества, но и всевозможных мифов о собственной вредоносности. Несколько лет назад мы с экологами решили выяснить, насколько это вредно, и повели исследования. Они делали замеры специальными приборами, и оказалось, что излучения здесь практически нет. Так что жить на Октябрьском можно совершенно спокойно.

А вот где жить — вопрос актуальный. Проспект застраивался в 60-е годы, многие деревянные дома не были рассчитаны на такую долгую жизнь, однако стоят до сих пор. Например, дом № 54-а. Если ударить рукой по его стене изнутри, то ладонь окажется на улице, и я не шучу! Или дом № 44, который наполовину сгорел два года назад, но люди продолжают там жить! Многие дома попали в программу капремонта. Но что такое капремонт? Это замена коммуникаций, несущих конструкций, ремонт крыши, а не обшивка сайдингом, как это принято делать у нас. Снаружи вроде выглядит прилично, но что внутри таких домов — это известно только их жильцам.

Например, жители многих старых домов жалуются на дымоходы. Старые трубы забиты, и дым идет в квартиры. Проблема других — деревянные сараи для хранения дров, которые становятся пристанищем для бомжей и крыс. Такие сараи часто горят по разным причинам, люди идут в управляющую компанию, там им говорят: пожалуйста, поставим вам сарай за отдельную плату. Человек начинает возмущаться: жилье муниципальное, значит, сарай тоже... И обойтись без них нельзя — сараи будут нужны, пока есть дома с печным отоплением. Здания старые, и, по большому счету, их надо расселять и сносить.

Многие помнят рынок «Главный», который много лет работал на перекрестке Октябрьского проспекта и улицы Мелентьевой. Жители окрестных домов просто плакали, потому что вокруг царила антисанитария, бегали крысы и доносились соответствующие запахи. То есть была примерно та же проблема, что и на Инженерной, только там она длится несколько дней в году, а здесь существовала постоянно. Теперь на его месте одноименный торговый центр с красивыми многоэтажками.

Рядом  - сквер «Машиностроитель». Сам сквер старый, а освещение и детская площадка — относительно новые. По моим ощущениям, площадка уже нуждается в ремонте — с горки скатываться просто небезопасно. Но это беда не только Октябрьского проспекта — устанавливают площадку, а потом за ее состоянием никто не следит! Все помнят, как едва не снесли детский городок, который подарила Петрозаводску Наталья Водянова, потому что на его содержание не было денег. Я считаю, это должно быть полем ответственности городской администрации.

 Если мы спустимся немного ниже по улице Мелентьевой, то окажемся в историческом месте. В 2012 году, если не ошибаюсь, на этом месте была яма, в которой утонул мотоцикл. После дикого ливня мотоциклист въехал в нее и едва успел спастись — утопленную технику пришлось потом доставать из лужи. Яму, конечно, уже давно заделали, но асфальт здесь уже опять «ползет». Вообще, существует такое правило: если яма достигает 60 сантиметров в длину, 15 в ширину и 5 — в глубину, то она должна быть ликвидирована в течение семи дней. Думаю, если ко многим ямам на дорогах в районе Октябрьского проспекта подойти с рулеткой, то окажется, что их давно пора ликвидировать. Другое дело, что пока водитель не напишет бумагу в ГИБДД или мэрию, никто ничего устранять не будет. Нет бумаги — нет ямы!

Рядом со знаменитым перекрестком находилась не менее знаменитая спортивная площадка имени Владимира Путина. Спортплощадка была простенькая, но люди играли здесь в футбол и волейбол. А потом начались разговоры о переводе земли под строительство многоэтажного дома. В ответ на это местные любители спорта назвали площадку именем Путина, чтобы таким образом защитить ее от застройки. Это, конечно, не помогло, на месте спортплощадки теперь новый многоэтажный дом. Кстати, из-за него подешевели квартиры в старой девятиэтажке на улице Зайцева, 40. Раньше из окон этого дома открывался вид на озеро, а теперь — окно в окно.

И трагическая точка на карте района — так называемый дом Павлова. Название дали из-за внешнего сходства со сталинградским домом. На самом деле это был старый 8- или 9-этажный долгострой. Осенью здесь погиб старшеклассник. На эту заброшенную стройку мог беспрепятственно залезть кто угодно — забора не было, охраны  - тоже. Естественно, дети и подростки этим пользовались, пока не произошла трагедия. Оказывается, и фирму можно быстро найти, которой принадлежит участок, и забор поставить, и стройку разобрать — вот уже этажа 2-3 осталось. Но почему нельзя было это сделать раньше?

А сейчас предлагаю подняться на Первомайский проспект — всем жителям Октябрьского приходится это делать, чтобы попасть в поликлинику. Поднимемся, например, по улице Мурманской — кстати, она названа не в честь города, как многие думают, а в честь железной дороги, которая сейчас называется Октябрьской, а раньше именовалась Мурманской. Как ставить ударение — дело вкуса, я считаю.

Поликлиника № 3, в которой лечатся все жители этого района, как и любая другая, испытывает нехватку специалистов. Но главное — несколько лет назад сюда перевели пациентов  из Соломенного. Там здание филиала поликлиники находится в аварийном состоянии. Министр здравоохранения обещал, что будет разработана проектно-сметная документация, но пока все остается по-прежнему. Кстати, с детской поликлиникой ситуация точно такая же.

И раз уж мы оказались на Первомайском проспект, несколько слов о нем. Петрозаводчане любят вспоминать о том, что когда-то он был самой дорогой улицей в мире, потому что вместо асфальта был выложен шокшинским малиновым кварцитом. Из этого же материала сделаны, например, гробница Наполеона и буквы «Ленин» на всем известном мавзолее. Но мало этого, Первомайский известен еще и своими громкими ДТП с летальными исходами. И есть такая городская легенда, что причина аварийности якобы в  том, что проспект строили пленные немцы и энергетика ненависти пропитала эти места. Объяснение, конечно, совершенно мистическое, но Первомайский проспект действительно признавался сотрудниками ГИБДД самой аварийной в городе улицей.

Названием Первомайский проспект обязан первой маевке.  В 1906 году здесь была окраина города, а сейчас находится парк Железнодорожников. Если Октябрьский проспект возник как продолжение завода, то Первомайский — ближе к железной дороге. Но беды у них одинаковые: расшатанная инфраструктура, проблемы ЖКХ.

Вообще, здесь все пронизано духом великого прошлого и бесперспективного настоящего. Множество памятников — и запустение. Хорошо, что выделили деньги для обустройства площадки возле памятного знака Марии Мелентьевой. А бедная «Птица счастья» вообще никогда и никем не мылась, а рядом с ней лучше ходить с зонтиком.

 В створе улицы Московской часто можно видеть любителей здорового образа жизни и зимнего плавания. Здесь же делают крещенскую купель, а в нескольких десятках метров от проруби для купания — слив городской ливневой канализации. Примерно здесь же регулярно кто-то сливает в озеро нефтепродукты. А ведь совсем недалеко находятся городской водозабор и очистные сооружения. Сейчас еще холодно, поэтому место может только напугать своим видом и бензиновыми пятнами на воде, а станет чуть теплее, и его можно будет найти по запаху.

Прямо напротив — спортивная школа, рядом с которой стадион конькобежцев. Значительную его часть отдали под строительство магазина бытовой техники. И теперь никаким нормам стадион не соответствует, чтобы тренировать конькобежцев.

Дома на участке от улицы Московской до Ленинградской поновее, хотя и 12-этажкам, которые когда-то были едва ли не самыми высокими зданиями в этом районе, уже лет 30. Кстати, у этих домов своя проблема: выяснилось, что имеющиеся у нас пожарные лестницы не достают до верхних этажей. И жильцы были очень обеспокоены тем, что в случае пожара им никто не поможет.

Октябрьский до сих пор называют первым микрорайоном по компактности и инфраструктуре. Он прекрасно укомплектован учебными заведениями — здесь находится техникум городского хозяйства, строительный, автотранспортный, медицинское училище, консерватория, филиал ПетрГУ, есть спортивные и музыкальные школы. В новостройках живут крупные предприниматели и известные политики. Но все равно не покидает ощущение, что район когда-то построили и бросили, и он теперь просто потихоньку дорабатывает свой ресурс.

Упирается Октябрьский проспект в огромный супермаркет. От завода его отделяют чуть больше 4 километров и почти 60 лет.

Срочные новости в нашем Telegram