Как подготовить свой автомобиль к гонкам и соревнованиям?
Как известно, автомобильный спорт всегда был одним из самых дорогих удовольствий для его участников, пусть даже и на любительском уровне. Еще несколько лет назад на территории нашей Республики такие любительские соревнования проводились очень редко – одно или два мероприятия в год. Однако со временем, благодаря инициативе организаторов и финансовой поддержке спонсоров, автоспорт в Карелии стал завоевывать свою популярность, соревнования стали проводиться чаще, количество участников постоянно росло.
Неудивительно, что решившись попробовать себя в роли автогонщика, многие сталкиваются с такой проблемой, как выбор автомобиля для соревнований. Ведь не только от мастерства вождения пилота, но и от технических характеристик его автомобиля зависит успех в соревнованиях. Что уж тут говорить, машину к гонкам нужно основательно подготовить – вложить в нее свою душу, время и немалые деньги. Сегодня Автоклуб НФС вместе с некоторыми спортсменами — участниками «Автомногоборья» и «Грунтовочки» решили осветить ряд актуальных проблем, касающихся подготовки автомобиля к соревнованиям.
Вообще, как показывает практика, ехать по треку можно на любом авто – от старых Жигулей до седана представительского класса. Самое главное, чтобы машина была исправна и хорошо подготовлена. Не стоит забывать и про бережное отношение к своему болиду во время гонок – не срезать повороты, не «вколачивать» передачи, не «перекручивать» двигатель и т.п. Единичные ошибки пилота перенесет любой исправный автомобиль, однако, чтобы их было меньше или не было вовсе, стоит посетить школу водительского мастерства.
Согласно термину сайта http://www.drive2.ru/, автомобиль, подготовленый к специальным соревнованиям, чертой доработок которого стало глобальное облегчение, называется корчем. Знающие люди, наверняка, слышали этот термин. К примеру, пластиковые крылья, двери, капот, вырезанные бампера, выдранная обивка салона значительно облегчают автомобиль перед гонками. Кроме этого, бывалые гонщики советуют обязательно освобождать багажник от вещей и убирать оттуда запасное колесо, домкрат, сабвуфер, инструменты, а из салона — даже заднее кресло! Поверьте, на трассе автомобиль очень чувствует разницу в массе. В зависимости от технических характеристик машины и количества таких ненужных вещей можно облегчить его до 50 кг. При этом не забывайте про огнетушитель – большой и эффективный, он всегда должен быть в наличии и хорошо закреплен в автомобиле. Все мелкие и ненужные вещи из салона стоит также убрать, например, в бардачок, потому как при езде на большой скорости все предметы приобретают необычайную подвижность. При подготовке авто к соревнованиям также хорошо закрепите аккумулятор.
Конечно, одним из самых важных этапов подготовки автомобиля к соревнованиям является проверка двигателя. Ведь во время заездов он постоянно работает на высоких оборотах. Обязательно проверяйте уровень масла, также необходимо, чтобы масло всегда было «свежим».
Позаботьтесь о проверке тормозов. Необходимо, чтобы тормозные колодки имели хотя бы половину остатка рабочего слоя, так как нагрузка на них в условиях трека намного выше, чем в городе. Кроме этого, важен уровень тормозной жидкости в бачке под капотом – при необходимости ее нужно доливать до максимального уровня. При очередном обслуживании тормозной системы можно залить более высокотемпературную тормозную жидкость и установить немного более «злые» тормозные колодки (экстремальные колодки будут быстро уничтожать стандартные тормозные диски). Такие меры малыми средствами значительно увеличат эффективность торможения.
Не забывайте также проверять уровень антифриза. Ведь если охлаждающей жидкости будет не хватать, то это может привести к перегреву постоянно работающего на высоких оборотах мотора. Помните, что антифриз со временем теряет свои свойства, поэтому позаботьтесь о том, чтобы он был «свежим». Кроме этого, нужно следить за состоянием радиатора – при необходимости обязательно чистить его на мойке слабым давлением воды.
Многие участники автосоревнований рекомендуют устанавливать спереди и сзади специальные буксировочные проушины. Или, например, автомобиль должен располагать возможностью вкрутить буксировочный крюк, чтобы воспользоваться им, когда это будет необходимо.
Значительно улучшить свое время на круге поможет замена шин. Иногда правильно подобранная резина способна дать в соревнованиях гораздо больший результат, чем, например, установка специальной подвески. Изучив рынок по продаже резины, обязательно подберите к ней легкие колесные диски.
По словам участников соревнований, для гонок подойдет любой исправный автомобиль, главное, чтобы было большое желание участвовать. Конечно, необходимо помнить, что при подготовке к соревнованиям нужно много самостоятельно тренироваться, иногда проводить все свое свободное время в гараже и с энтузиазмом работать над своим корчем. В Регламенте соревнований по ралли – спринту «Грунтовочка – 2013» прописаны основные требования к автомобилям, участвующим в заездах – ознакомиться с ними можно здесь.
Около четырех лет назад идеей участия в карельских автогонках загорелись два петрозаводчанина Александр Коробов, который, кстати, является дизайнером Автоклуба НФС, и его друг Андрей Давыдов. Участвовать в спринтах на личных гражданских автомобилях, конечно, было занятием довольно неудобным, с ними может случиться все что угодно, а завтра они понадобятся, чтобы ехать по делам. Поэтому молодые люди решили приобрести машину специально для соревнований – ею стал Ваз 21051 1982 года выпуска. По словам Александра, после покупки автомобиля и перегона его в гараж, обычные офисные служащие с энтузиазмом взялись за дело, и машина стала приобретать облик! Однако, после нескольких попыток «поотжигать» на ней, ребята поняли, что в автомобиле не все так прекрасно – энтузиазм утих, а потом и пропал вовсе, Ваз 21051 отправился в гараж на полтора года.
Однако с 2012 года в Петрозаводске стал активно развиваться любительский автомобильный спорт – начали проводиться спринты и Автомногоборье. Именно это снова подтолкнуло гонщиков оживить «тазик». Главное, с чего необходимо было начать – это двигатель. С большим трудом они нашли двигатель от ВАЗ 21213 в хорошем состоянии и занялись его установкой, позже, как оказалось, понадобилась еще установка специальной усиленной подвески и некоторых других важных технических составляющих.
Впервые испытать свой болид Александр и Андрей вышли осенью 2012 года – тогда на соревнованиях по Автомногоборью они заняли 12 и 8 места соответственно. Учитывая отсутствие опыта езды на заднем приводе, результаты оказались весьма неплохими, а машина отлично прошла испытание. Однако теперь требовалось еще больше вложений – необходима была зимняя резина, блокировка дифференциала, подготовка салона и прочее. Бюджет вырос! Но это не остановило молодых людей, с большим энтузиазмом они вновь и вновь искали необходимые запчасти и проводили много времени в гараже. Ведь впереди их ожидало участие в последующих этапах Автомногоборья, ЗигЗаге, ледовых гонках в Сортавала, Грунтовочке.
Для подготовки автомобиля к соревнованиям необходимо было много свободного времени, приходилось совмещать трудовую деятельность и хобби. Как говорит Александр, иногда приходится «ночевать» в гараже, менять одни детали, устанавливать другие, а также много тренироваться. Сейчас стоимость их Жигулей с момента покупки выросла уже почти в 10 раз, и это вовсе не предел. Если совсем кратко описать основные видоизменения с автомобилем Александра и Андрея, то это, конечно, его облегчение — ребята сняли всё лишнее из салона (заднее сиденье, обшивки, потолок, ковры, шумоизоляцию). Заменили двигатель на Ваз 21213 1.7 и установили спортивный распредвал, прямоточный выхлоп. Установили дисковую блокировку в задний мост. Подвеска была специально доработана под различные дорожные условия — асфальт, снег, гравий, ведь для разных покрытий необходима своя подвеска (устанавливались и заменялись рычаги, пружины, амортизаторы, делался сход-развал). Далее шла установка электроусилителя руля, короткой главной пары и гидравлического ручника. Основной статьей расходов, по словам Александра, стали колеса. На сегодняшний день их ВАЗ имеет пять разных комплектов резины – для асфальта, гравия, снега, льда.
На вопрос, собираются ли гонщики продавать свой автомобиль в ближайшем будущем, был получен отрицательный ответ. Слишком много было вложено в этот автомобиль, и, самое главное, что под четким руководством наших пилотов, он успешно проходит все соревнования. Александр Коробов и Андрей Давыдов – участники-призеры всех этапов Автомногобрья и Грунтовочки. Несмотря на то, что это любительские соревнования, пилоты вполне довольны достигнутыми результатами, и, по их словам, они с удовольствием теперь примут участие в ралли «Яккима» в следующем году.
[youtube_sc url="http://youtu.be/IAILQlS6sVo" width="550" height="350"]
А мы хотим напомнить всем участникам и любителям автомобильного спорта, что 15 декабря на картодроме на улице Лыжной пройдет четвертый этап по Автомногоборью, где, кстати, Александр и Андрей также будут выступать на своем автомобиле. Автоклуб «НФС» приглашает всех желающих принять участие! Приезжайте испытать свои способности или просто поболеть за участников и отдохнуть на свежем воздухе.
Все подробности о проделанной Александром и Андреем работе с их автомобилем, а также видео и фотоотчеты можно посмотреть здесь.