Локальное кино, или Голливуд в Петровской Слободе
В самом центре Петрозаводска, в Петровской Слободе (территория бывшего ОТЗ, где сегодня строится жилой комплекс «Александровский»), снимаются сразу две полнометражные игровые картины! Кульнев воплощает в жизнь свой проект «Нелюдимый романтик», а Рудак с Бабенко снимают фильм «Ананас». Чем же так привлекает Петровская Слобода местных кинорежиссёров? Об этом, а также о том, как и зачем они делают своё кино, мы поговорили с режиссёром Владимиром Рудаком и оператором Алексеем Бабенко.
— Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг любит рассказывать историю про то, как во время очередных раскопок на Круглой площади он нашёл старинную визитку, на которой была всего лишь фамилия – Богоявленский и должность – учитель. Если бы вам пришлось выбирать только одно определение для своей деятельности, что бы вы написали на такой лаконичной визитке?
Бабенко: У меня была только одна визитка в жизни, на которой было написано «учитель йоги». А сейчас, если бы я делал визитку, затруднился бы с выбором… Оператор, режиссёр – это точно. Но на нашем проекте «Ананас» я и художник-оформитель, и строитель, и маляр, и штукатур.
Рудак: Что-то одно написать? Режиссёр, писатель, музыкант, сценарист, актёр, драматург… Одной визитки бы не хватило! Для меня все эти ипостаси одинаково важны.
— Почему территория Петровской Слободы была выбрана местом для съёмок вашего фильма?
Бабенко: Мы нашли несколько точек в городе, где снимаем кино: это флигель во дворе Национального музея, территория судостроительного завода «Авангард», ну и, конечно, Петровская Слобода, где сейчас строится жилой комплекс «Александровский». Директор проекта Александр Ратников очень многое сделал и делает для нас: во-первых, предоставил «квартиру» для главного героя – 80 квадратных метров в бывшем помещении администрации ОТЗ. Во-вторых, помогает со строительными материалами. В-третьих, пускает нас в заводские цеха, где мы находим массу полезных вещей для съёмок! Очень благодарны за такую помощь в создании фильма.
Рудак: Время от времени мы объявляем субботники – приглашаем желающих помочь нам в покраске, поклейке обоев, рук не хватает, ведь студийные интерьеры мы выстраиваем сами! Помощников, по правде говоря, приходит мало, понятно, что каждого нужно приглашать лично, просто объявления в социальных сетях работают слабо, но мы рады всем, кто помогает. Бюджета как такового у фильма нет. Вот Лёша снимает своей собственной техникой – камерой, светом, это его вклад в общий проект. Актёры у нас снимаются бесплатно. Есть Рома Репин, который пишет музыку для фильма – тоже без гонорара. Есть Лариса Кукшиева (жена Рудака – прим. авт.), с которой мы вместе задумали проект «Ананас» и которая помогает нам во всём. Есть Ира Старикович (жена Бабенко – прим. авт.), которая тоже с нами во всех начинаниях.
— Как же вы решились снимать полнометражное кино без бюджета? Ведь деньги всё-равно на что-то нужны, даже если все работают без гонораров?
Бабенко: Недавно смотрел передачу на канале «Культура», там в студии собрались маститые режиссёры – Учитель, Шахназаров, ещё кто-то, и они все сетовали на то, что прокатное кино диктует свои жёсткие условия. Начиная с хронометража – не меньше 2.10. Вздыхали, как бы они хотели снимать небольшие игровые картины, и что полуторачасовое кино – роскошь, которую они не могут себе позволить. А мы можем! Мы свою студию назвали «Локалфильм», а что такое локальное кино? Это когда мне нужны обои, желательно старые, я пишу объявление в соц.сетях: «Мне нужны обои». В результате у меня целая коллекция старых обоев! Или мы с Володей долго спорили, нужен ли в комнате главного героя диван – он настаивал на том, что нужен. Сильно настаивал, даже ругался. И вот еду я домой после очередного такого спора, проезжаю мимо свалки, вижу – стоит диван! Именно такой, какой нам нужен! Уже на следующий день этот диван стоял у нас в студии.
Очень нужны были деньги на звук – микрофоны и прочее. Посчитал, примерно 100 тысяч рублей. И вот вечером встречаюсь в кафе со знакомым, совсем по другому проекту, обсуждаем детали, и он меня спрашивает про наше кино. «Да вот, микрофоны нужны», — делюсь проблемой я. «Сколько надо денег?», — спрашивает он. «Ну, примерно 100 тысяч». Знакомый достаёт из кошелька эту сумму и отдаёт мне. «Долг как раз вернули сегодня, — говорит он, — возьми на кино».
— То есть ты, Лёша, как настоящий йог, делаешь правильный запрос во Вселенную, и она тебе помогает?
Бабенко: Да, я йог-продюсер!
— СМИ уже писали, что главный герой фильма – инвалид-колясочник, его играет актёр театра «Творческая мастерская» Александр Галиев. Значит ли это, что фильм несёт социальную нагрузку, и с его помощью вы, например, покажете места в нашем городе, где передвигаться на коляске просто невозможно?
Рудак: Да, конечно, и это тоже. Но это не главное. В фильме много юмора, много любви. Много красивых женщин! У нас снимаются Наталья Мирошник, Лера Ломакина, Наталья Алатало, Светлана Кяхярь, Лариса Кукшиева.
— Ирина Старикович?
Бабенко: Нет, Ира не снимается. Она всё ждёт, когда я сниму её в главной роли. (смеются)
— Параллельно с вами Иван Кульнев снимает своё полнометражное кино. Есть соревновательный момент? Хочется сделать круче, чем у него?
Бабенко: Нет, что ты. Наоборот, мы во всём друг другу помогаем! Делимся строительными материалами, теми же обоями. Я знаю таких людей, которые всё время соревнуются, хотят «сделать» кого-то. И где их фильмы?
— Когда вы планируете завершить свой проект?
Рудак: На сегодняшний день снято примерно 20 минут фильма. Впереди ещё много работы, монтаж, озвучка, но мы надеемся, что в 2015 году зрители увидят и оценят наше кино.
— Будем ждать!