Архив

Школьный альбом или Инстаграм (Организация, деятельность которой признана экстремистской на территории Российской Федерации)? Как сделать идеальное фото выпускников

Мы забыли, что такое фотоальбом, снимки больше не рассматриваются друзьями и не даются в руки дорогим гостям. А зря, ведь подержать в руках школьное фото — это безумно трогательно. Сегодня, в разгар сезона выпускных,  мы пригласили в «Студию 10» фотографа, который снимает настоящие фотокниги для выпускников – эдакая своеобразная реинкарнация фотоальбомов наших родителей. Нужны ли такие книги в наш век киберпространства и нужны ли они сегодняшним выпускникам, чьи фотографии в основном залиты в «ВКонтакте» и Инстаграм (Организация, деятельность которой признана экстремистской на территории Российской Федерации)? Об этом мы и поговорили с фотографом Виктором Давидюком. Он рассказал, как фотографы относятся к памятным событиям жизни и как напечатанные фотографии могут влиять на наше сознание и настроение. Листаем фото из фотокниг Виктора и вспоминаем свои выпускные!

— Виктор, привет! Как у тебя появилась идея снимать выпускные и в таком формате? Ведь любые идеи не приходят из ниоткуда.

— Идея пришла после того, как я сделал семейный альбом для своей семьи. Это было лет пять назад. У моей бабушки был юбилей, праздновали скромно, дома в кругу самых близких, но я настоял на том, чтобы мы до праздничного ужина пофотографировались на память в студии. Спустя год, на юбилее уже другой бабушки, я подарил всем родственникам по большой фотокниге, где у каждого был персональный разворот с красивым портретом. Эмоций было море. И тогда я подумал, почему бы мне не делать так выпускные альбомы. Это ведь гораздо интереснее одинокого портрета на абстрактном фоне в окружении «могилок» одноклассников и учителей. Долгое время я не мог найти «свой» класс. Предприятие было дорогостоящее, а примера под рукой не было. Первый класс, который решился на такую «авантюру», был 11«Б» семнадцатой гимназии в 2012 году. Я очень благодарен им за доверие и, надеюсь, полностью оправдал их ожидания. Их альбом я печатал в Санкт-Петербурге в типографии, которая делает фотоальбомы для Эрмитажа и Русского музея. А вот когда коммерческий директор увидел, что выходит из-под станка, он был потрясен. Написал мне, что это первый достойный выпускной альбом из всех, которые он видел. Об даже этом он написал подробно на сайте типографии, его пост там есть до сих пор.

— Ты уже давно снимаешь, наверное? уже попадал в разные ситуации при съемке. С ребятами бывают какие-то сложности или это «благодатный» материал, из которого можно лепить что угодно?

— Я не сторонник «лепки». «Лепка» нужна лишь в собственных творческих проектах, когда ты управляешь моделью под определенные задачи съемки. Смысл школьного альбома – показать ребят настоящими, чтобы за снимками не торчали уши фотографа. Этому способствует работа в двух жанрах: репортаж – съемка на уроках, переменах, внеклассных событиях – и психологический портрет. Отличие от обычного портрета в том, что я не указываю ребятам, куда деть руки-ноги, повернуть голову, не прошу специально улыбаться. Я просто выбираю место в школе, интересное по свету, и мы пятнадцать-двадцать минут говорим с человеком за жизнь. Одни раскрываются сразу, и я ловлю улыбки, другим надо больше времени, возможно, не один день, чтобы почувствовать себя комфортно.

— Ты чувствуешь свою модель? Как-то располагаешь их к себе, ведь подростки такой строптивый народ, часто даже родителям не под силу их в чем-то убедить?

— Я помню себя в этом возрасте: я был жутким максималистом. Черное-белое, плохое-хорошее и, конечно же, я самый умный и знаю лучше всех. Поэтому спорить о чем-либо с ребятами смысла нет вообще. К счастью, у меня нет задачи убеждать ребят. Если я снимаю в классе, значит, мои фотокниги уже всех убедили.

Бывают случаи, когда мнения расходятся по поводу тех или иных фото. Я обращаю внимание на эмоции в фотографии. Каждая искренняя улыбка – моя маленькая победа. У любого человека свои требования к собственной внешности, особенно в этом возрасте, когда самокритичность зашкаливает. Даже ребенок, скорее, выберет спокойный снимок, где он сдержан в эмоциях, потому что такой образ привычнее для него. Тут я стараюсь всегда обосновать свой выбор фотографий для альбома и объясняю его ребятам. Но если мои доводы не работают, не буду спорить, а поставлю снимок, который больше нравится. Не проблема и переснять – такое тоже бывало – благо времени на это предостаточно.

— Частенько фотографы снимают плохо такие темы, это, видимо, не их жанр, потом скрывают свои косяки за ярким светом и неестественными цветами. Тебе как удается справиться с этой сложной задачей? И как по-твоему, оправдано ли использование репортажной съемки в таких фотографиях «на память»?

— Для меня репортаж – один из самых значительных жанров. Именно он позволяет передать дух времени, отразить события максимально объективно. Я стараюсь снимать репортажно везде, где это возможно. Ставя себя на место клиента, я понимаю, что хотел бы получить живые снимки с непосредственными эмоциями, и оставить теплые впечатления о самом событии, а не воспоминания о фотосессии. Со мной работают те, кому такой подход близок. И если все участники процесса на одной волне, то никакая съемка не будет сложной задачей.

Что касается людей, которые плохо снимают «такие темы»… Как-то исторически сложилось, что выпускная фотография в России – это способ по-быстрому заработать денег. Выпускной «чес» начинается в марте и заканчивается в июне. При таком подходе фотографу нет никакого дела до того, кого он снимает. Он может сделать одну общую фотографию в актовом или спортивном зале (как было в моей школе) либо уделить час времени: повесить фон и прогнать на конвейере весь класс. О каких настоящих эмоциях здесь идет речь? Родители потом смотрят на эти пять несчастных фотографий своего ребенка с логотипом «фотостудии» через все его лицо и выбирают наименее страшную.

Недавно стало модным идти классом в фотостудию и делать портреты там. Да, с точки зрения интерьера и света это может быть хорошим решением (если нанятый фотограф умеет пользоваться этими инструментами), но что эти фотографии расскажут о личностях ребят и родной  школе? На мой вкус, студийная съемка не имеет ничего общего со школьной фотографией. Куда ни шло, если она сделана качественно, но люди в своем стремлении сэкономить сами подставляют своих детей. Что я понимаю под качественно? Когда помимо владения основными инструментами фотограф может расположить к себе человека, уделить достаточно времени, чтобы тот раскрылся. А на деле выходит так, что двадцать пять человек приходит в студию на два часа, и у них еще остается время попрыгать и покривляться перед камерой.

Использование псевдоинтерьеров, фотообоев (или топорного коллажирования), чужих игрушек, коняшек, глобусов и указок – это я вообще считаю за гранью добра и зла.

Но я отвлекся… Резюмирую. Если школьное фото – всего лишь способ заработать, то люди используют обкатанный десятилетиями процесс и не делают ничего нового. Да и то, что делают, получается плохо.

— Поэтому ты снимаешь ребят в школе, прямо на уроках? Они приходят подготовленными или это для них всегда неожиданность?

— Главный смысл съемок на уроках – передать ощущение школьных будней такими, какие они есть. Соответственно, я прошу ребят не придумывать ничего эдакого в дни съемок, но приходить в повседневном виде, без изысков. Подготовка скорее моральная. Дети привыкают к фотографу, перестают позировать, улыбаться на камеру и ведут себя естественно. Конечно, это происходит не сразу. Не так-то просто войти в доверие и к одному человеку на индивидуальной съемке, а здесь двадцать ребят, у каждого свой характер, свои сферы интересов и круг общения. И необходимо, чтобы тебя принял каждый из них.

— Твои фотокниги получаются такими камерными и личными. Почему, как думаешь?

— Что интересует человека больше всего на свете? Он сам. Когда к тебе проявляют искренний интерес, каким бы снобом ты ни был, тебе все равно приятно. Люди чувствуют внимание и раскрываются. Я думаю, мое отношение к делу понятно с первых минут: я хочу сделать действительно стильный красивый продукт, который ребята с удовольствием будут рассматривать и много лет спустя.

— Как складываются твои отношения с заказчиками, назовем их так), когда они получают в руки уже готовую книгу с собственными портретами?

— Еще во время съемочных дней отношения складываются прекрасные. Параллельно этой работе я с удовольствием делаю семейные фотосессии для ребят из класса. Приглашаю их участвовать в своих проектах. Есть несколько очень крутых эмоциональных моментов в этой работе. Первый, когда ты сделал дизайн и отправляешь книгу в печать. Эти две недели – невероятно томительное ожидание. Ты все учел, выверил, сотню раз правил макет – и все равно жутко интересно, какой получится книга. Второй – курьер приносит книги и ты распаковываешь посылки. Запах свежих книг просто потрясающий. И теперь ты с нетерпением ждешь выпускного. Ну, и третий – сам выпускной. Ребята получают книги, читают высказывания друг друга, удивляются, смеются, расписываются на обложках и форзацах, оставляют друг другу пожелания – это очень трогательно. На следующий день – шквал сообщений и благодарностей от детей и родителей. И ты понимаешь, что работаешь не зря, что сделал нечто значимое для нескольких семей.

— Можешь посоветовать тем, кто только заканчивает школу, нужны ли ребятам такие фотографии и стоит ли звать фотографа на выпускной?

— В жизни человека не так много значимых событий, и мы все их знаем. Почему бы не оставить о каждом из них прекрасные воспоминания, которые можно будет пересматривать время от времени? Память такая штука… Я сам до недавнего времени надеялся только на нее. А тут стал замечать, что какие-то фамилии одноклассников, отчества учителей уже не помню. И это досадно.

Конечно, практически у каждого сейчас смартфон с неплохой камерой, а то и полноценный хороший фотоаппарат. Но это не значит, что свой праздник вы должны превращать в работу и проходить полдня, смотря одним глазом. Зачем? Когда есть люди, которые делают это с радостью. Главное, чтобы вам было с ними комфортно. А для этого нужно чуть больше времени, чем часовая общая портретная сессия или съемка официальной части выпускного.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram