Блоги

Карелия: туризм наизнанку

Жанр «блог», на мой взгляд, не требует особых информационных поводов для публикаций. Но у меня он (повод) есть. Даже два. Первый — запуск нового поезда «Петрозаводск – Йоэнсуу». Второй – встреча главы нашей республики Худилайнена с представителями Ассоциации турфирм Финляндии, которая состоялась во время его недавней поездки в соседнюю страну в поисках инвесторов. Про поезд, конечно, всем известно: первый пошел, второй притормозил, но все-таки отправится в путь.

Формальности соблюдены. Теперь по теме.

Довелось мне прошлым летом поучаствовать в исследованиях приладожского рынка туристских услуг. Пригласили как эксперта по проблемам еврорегиона «Карелия» – для разработки «хоть каких-то основ» политики приграничного сотрудничества с Финляндией в этом районе. Условием было принять участие в полевых работах в ладожских шхерах близ Сортавала. Это означало: лазать по горам, ходить на катере по старинным фарватерам, фотографировать руины древних крепостей (построены карелами – кто не знает, теми самыми, которые были в Сортавале еще до финнов и до шведов). Еще пришлось измерять и снимать с точек панорамного обзора (читай: с высоты птичьего полета) ландшафтные театры – так эти панорамы сортавальского архипелага называют наши исследователи.

Работу свою, связанную с написанием документов, я выполнил, что называется, в кабинетном режиме. А в полевых условиях поначалу чувствовал и вел себя как турист («турик», по выражению коллег), у которого дух захватывает и который задает глупые вопросы: Откуда в Карелии такая красота? И почему я, житель Карелии, об этом не знал? А это точно стены средневековой крепости?!

_________________

В придачу к эмоциям, из общения с полевиками я узнал много нового про изнанку нашей туристской индустрии, те самые узелки/узлы в вышивке карельского туризма, которые его держат или должны держать, чтобы картинка не распалась.

Узел 1. КВС

Доложу я вам, оценки туристского рынка на взгляд практиков и чиновников расходятся радикально. Согласно долгосрочной региональной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012—2015 годы» (http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2012/12/1214_04.html), возможности Карелии используются примерно на 30% (я даже не задаюсь вопросом, почему программа, принятая в декабре 2012 года, рассчитана и на 2012 год тоже, и почему трехлетняя программа именуется «долгосрочной»). Коллеги же утверждают, что потенциал Приладожья используется максимум на 5%. При этом, говорят, перспектив развития нет – «емкость рынка исчерпана».

Дело в том, что сам рынок стоит на трех китах – Кижи, Валаам, Соловки (так называемый КВС), весь туризм завязан на эти экскурсионные программы. Но нагрузки на территории не безграничны, точнее, почти исчерпаны. И сколь бы туристские власти не предлагали разрабатывать новые маршруты – «многолетнее заклинание», по выражению коллег, – от перемены мест слагаемых сумма не меняется. То есть если не создавать новые «КВС» вроде ландшафтных театров в шхерах, республике ничего не светит.

Кстати, знаете ли, что в Карелии самое выгодное с точки зрения экономики туризма? Гостиницы? Нет. Перевозки? Нет. Ресторанное питание? Нет. Экскурсии – вот что приносит наибольшую прибыль, позволяющую держаться на плаву нашим немногочисленным туроператорам и турагентам, и худо-бедно пополнять республиканский бюджет.

Узел 2. Проходной двор – 1

Чиновники засчитывают экскурсии на Валаам, Кижи и Соловки в экономику карельского туризма. Но! Валаам – монополия РПЦ, и весь тамошний туризм на 100 % принадлежит монастырской турфирме из Питера, Кижи – федеральное учреждение культуры, Соловки вообще принадлежат Архангельской области. И к карельской экономике они имеют косвенное отношение. Наши фирмы – это предприятия-посредники (или агенты), они поставляют «туриков» этим монополистам, которые хотя и располагаются на территории республики, но карельскими предприятиями («резидентами») не являются. Так, от «валаамского пирога» нам, по расчетам специалистов, остается в прибылях 5–7%.

 _________________

Узел 3. Проходной двор – 2

Развитие туризма справедливо связывают с качеством дорог, превращающихся в туристские магистрали. Вопрос только в том, куда они ведут. А ведут они в Финляндию. Вот и едут туристы через Карелию к соседям. Число россиян там уже перевалило за миллион в год; все они покупают гостиницы (у нас гостиничных услуг на порядок меньше), коттеджи, экскурсии, услуги аквапарков и горнолыжных курортов и т.п. Проезжая Карелию, они берут экскурсии в Горный парк «Рускеала», те же Валаам и Кижи, внося свою малую, в буквальном смысле слова, лепту в улучшение туристской статистики.

Крылатое «Брюки превращаются... в элегантные летние шорты» перефразируем для нашего случая: дороги превращаются… в туристские магистрали, ведущие мимо Карелии, а по ним в Финляндию едет Москва, в элегантных летних шортах или зимних спортивных комбинезонах. Теперь в направлении Финляндии пошел еще и поезд...

Почему же у нас не останавливаются? Ответ прост: кроме КВС нечем массовому туристу заняться…

_________________

Продолжение следует...

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram